Первая мировая война повлияла и на репертуар кинематографов. Со второй половины 1914 г. французские фирмы «Пате», «Гомон», «Эклер», русские фабрики А. Ханжонкова и А. Дранкова начали выпускать документальные ленты о русской армии, о союзниках, о германских войсках. На экранах стали появляться сюжеты, снятые на фронте. Правом производства военных съемок обладал Скобелевский комитет, возглавляемый сестрой генерал-адъютанта М.Д. Скобелева княгиней Н.Д. Белосельской-Белозерской. Военная хроника и документальные фильмы демонстрировались во всех сибирских городах. Фильмы патриотического содержания показывали даже во время Великого поста, когда все «увеселительные» заведения временно закрывались.
Хотя кино можно было отнести к развлечению, доступному всем сословиям городского общества, но все, же цены на кинопрограммы были достаточно высокими. Это обстоятельство привело к появлению идеи строительства Общественных кинематографов. Они строились на народные деньги, и в них устанавливались более низкие цены на входные билеты.
В 1912-1915 гг. в России началось массовое строительство общественных кинематографов. Однако в Сибири они были устроены только в Томске и Бийске.
В октябре 1912 года в Бийске было образовано «Товарищество на вере Народный кинематограф». Учредителями и полными товарищами являлись Златоустовский мещанин Николай Константинович Глухих и барнаульский мещанин Матвей Алексеевич Каликин. Внести свой пай в строительство кинематографа мог любой бийчанин. Цена пая составляла 10 рублей. К концу 1912 г. товарищество «Народный кинематограф» имело уже 700 пайщиков, а также ему был выделен участок земли для строительства. Но строительство и обустройство кинематографа проходили не без трудностей.
По сообщению «Вестника кинематографии», при подведении итогов работы Товарищества за 1913 г. отмечалось, что собранных средств недостаточно для завершения работ по оборудованию электротеатра. В дополнительных средствах Товарищество нуждалось и в связи с удорожанием услуг кинопрокатных контор. Для доведения дела до конца необходимо было привлечь новых пайщиков. Все же недостающая сумма была собрана, и дело удалось довести до конца.
По данным краеведа Л.А. Мальцева строительство народного кинотеатра в Бийске было завершено в 1914 году, когда он и начал свою работу под названием «Мир». Размещался он напротив «Косморамы» и имел зрительный зал на 380 мест (на 100 больше, чем в «Космораме»).
Здание «Мира» было деревянным. (Оно простояло до 1945 года, в советское время в нем находился кинотеатр «Сибирь»).
Конечно, в полной мере «народным», т.е. общедоступным, этот электротеатр назвать было нельзя, так как хорошие места стоили 40- 50 копеек (как и в «Космораме»). Но в «Мире» были и дешевые места по 15 копеек. В народном кинематографе было неплохое фойе, в котором располагались киоски по продаже вод, мороженого, цветов, открыток и сувениров. Реализуя образовательную функцию кинематографа, «Мир» устраивал дневные детские киносеансы по пониженным ценам и сеансы для учащихся, на которых показывали фильмы-экранизации произведений русской классики. «Мир» впервые в Бийске стал использовать средства наружной художественной рекламы. Особенно запомнилась бийчанам реклама фильма «Гибель Лузитании», когда во весь фасад здания был сделан из фанеры раскрашенный макет тонущего парохода. В 1915 г. «Народный электротеатр» был преобразован в «Товарищество на вере М. Каликин, П. Пленкин, А. Шиханов и Ко».
Другая информация:
Десять заповедей для тех, кто ведет дела в Японии
1. Всегда старайтесь быть официально рекомендованным тому лицу или фирме, с которой вы хотите иметь дело. Причем рекомендующий вас человек должен занимать по крайней мере столь же высокое положение, как лицо, с которым вы хотите познаком ...
Итальянский пролог
Национальное искусство сцены, не оглядывавшееся на античные образцы, создали комики потешники, актёры и шуты. Они играли, ловя реакцию зрителей, импровизировали, руководствуясь собственной интуицией. Разыгрывались чаще всего смешные, а ин ...
Понятие и сущность трагического
Одной из традиционно относимых к эстетике категорий является «трагическое». Однако сразу необходимо отметить, что в отношении этой категории существует принципиальная путаница. Достаточно часто, рассуждая об этой категории, говорят в одно ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII