С 15 июня 1910 г. начал работать еще один электротеатр — «Фурор». Он размещался в летнем театре Барнаульского Общественного собрания. В летний сезон следующего 1911 г. электротеатр «Фурор» привлекал внимание публики демонстрацией настоящего летательного аппарата системы «Блерио-1».
В апреле 1910 г. открылся еще один барнаульский электротеатр «Грот». Он находился на углу Пушкинской улицы и Конюшенного переулка (ныне Красноармейский проспект), в усадьбе Мариинского детского приюта. Его первыми владельцами были мещане Вавила Анфилофьев, Яков Максимов и ветеринарный фельдшер Навел Абрамов. Проект синематографа был подготовлен архитектором Андреем Леонидовичем Шиловским (он был автором проектов почти всех барнаульских электротеатров). Описание постройки сохранилась в архивных документах: «Спроектированный кинематограф предположен деревянный, основанный на стойках из пятивершкового леса, состоящий из двух главных помещений для публики:
1) фойе, выходящим дверями на Пушкинскую улицу,
2) зрительного зала, смежного с ним, имеющего запасные выходы во двор.
Помещение зрительного зала рассчитано на 120 человек. Высота зрительного зала: наименьшая — 5 аршин 3 вершка, наибольшая — 6 аршин. Аппаратная комната предположена каменной с несгораемым перекрытием, примыкающая к каменному брандмауэру.
При электротеатре «Грот» работала чайная «с подачей чая, лимонада и фруктовых вод». Просуществовал «Грот» недолго. По причине раздора между компаньонами в сентябре 1911 года он перешел в руки новых владельцев и повторно открылся под названием «Алтай». Возрожденный кинематограф проработал не более месяца и был вновь продан.
Нестабильность деятельности первых кинематографов была обусловлена и острой конкуренцией, и неспособностью новоявленных кинопрокатчиков усвоить все тонкости нового дела. Некоторые владельцы киноаппаратов, потерпев фиаско в городе, пускались на поиски удачи в близлежащие крупные селения. Сохранилось свидетельство о том, что в июне 1910 г. владелец «синематографа» из Барнаула устроил два сеанса в селе Берском (ныне г. Бердск). Однако зрелище оказалось не по вкусу сельчанам, и гастроли провалились. В мае 1912 г. в Барнауле был открыт еще один электротеатр под названием «Мир». Этот электротеатр был организован в здании только что построенного магазина и начал свою деятельность без утверждения проекта и оформления соответствующих документов. Видимо поэтому его деятельность была недолгой, но не лишенной интересных событий. В этом кинематографе впервые в Барнауле была показана анимационная картина «Прекрасная Люканида или война рогачей и усачей». И еще одной новинкой порадовал «Мир» горожан. В конце мая 1912 г. в Барнауле состоялись гастроли труппы кинодекламаторов под управлением А.Я. Жданова. Как сообщала газета «Жизнь Алтая»: «40 мая в электротеатре «Мир» дебютировал со своей труппой А.Я. Жданов. Такого рода имитация явилась новинкой для барнаульцев, злектротеатор был переполнен.
В репертуаре кинодекламаторов, как правило, были фильмы-экранизации известных литературных произведений. Так, труппа ЯЛ. Жданова озвучивала «Мертвые души» Н.В. Гоголя, рассказы «Не в духе» и «Хирургия» А.П. Чехова и др. Музыкальное иллюстрирование кинопрограмм всегда было особой заботой владельцев электротеатров. Со временем формы музицирования становились более разнообразными. Работы в электротеатрах не чуждались лучшие музыканты Барнаула. В электротеатрах выступали фортепианные дуэты, трио в составе скрипки, фортепиано и корнета (г-да Свинкины, г. Альперт), оркестры военного, американского, французского, салонного и классического составов. Для музыкального иллюстрирования владельцами электротеатров закупались и такие оригинальные концертные инструменты как фисгармонии (исп. Аидов). Как и прежде, украшением программ считались выступления гастролирующих артистов всевозможных сценических жанров.
Другая информация:
Театр, постановки, киносценарии, песни в фильмах
По пьесе Окуджавы "Глоток свободы" (1966), а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.
Постановки:
"Глоток свободы" (Л., ТЮЗ, 1967; Красноярск, ТЮЗ имени Ленинского комсомола, 1967; Чита ...
Начальный период работы
Когда было решено увековечить столетний юбилей Государственного совета написанием картины, специальная комиссия под руководством В.К. Плеве остановила свой выбор на И.Е. Репине. Илье Ефимовичу исполнилось к тому времени 56 лет. Он находил ...
Работа над планировкой спектакля
Планировка сцены: типы и масштаб.
Предварительная планировка спектакля предназначена для изготовления макета. Здесь определяется принципиальное размещение декораций как жестких, располагающихся на планшете сцены, так и подвесных (мягких ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII