Конечно, заговорных текстов существует великое множество, но исследуем только некоторые из них. Самобытные образы предстают в заговоре от недугов красной девицы в болезни полюбовного молодца. Традиционно в этом заговоре рассказывается о красной девице, которая совершает разнообразные действия в защиту молодца, но ко всему этому добавляются предметы помощники.
Вот данный заговор: "Ложилась спать я, раба Божия (имя), в темную вечернюю зарю, темным – темно; вставала я (такая – то) в красную утреннюю зарю, светлым – светло; умывалась свежей водой; утиралась белым платком. Пошла из дверей до двери, из ворот в ворота, и шла путем дорогой, сухим сухопутным к Океан – морю, на свят остров; от Океан – моря узрела и усмотрела, глядючи на восток красного солнышка в чисто поле; а во чистом поле узрела и усмотрела: стоит семибашенный дом, а в том семибашенном доме сиди красная девица, а сидит она на золотом стуле, сидит уговаривает недуги, на коленях держит серебряное блюдечко, а на блюдечки лежат булатные ножички".
Наши предки много путешествовали по бескрайним дорогам России. Поэтому существует большое количество заговоров на удачную и благополучную дорогу. Проанализируем один из вариантов подобных заговоров. Главным действующим лицом является чудодейственная трава – одолень-трава, способная защитить путников от действия злых, потусторонних сил и людей. Например: "Одолень – трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя мать сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы самокрутки. Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одолень – трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды. Иду я с тобой, одолень-трава, к Окиан-морю, к реке Иордану, а в Окиан-море, в реке Иордане лежит бел-горюч камень Алатырь. Как он крепко лежит предо мной, так бы у злыхлюдей язык не поворотился, рику не подымались, алежать бы им крепко, как лежит бел-горюч камень Алатырь. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке".
С древнейших времен наша страна защищала свои рубежи, поэтому со времен Рюрика шли бесконечные воины. Поэтому бытуют множество воинских заговорных текстов, призывающих защитить какого-либо человека или целую страну от нападения врага. В подобных заговорах встречаются различные образы, но самые занимательные – это упоминание об огненном змее, княжеской лебеди, ведьме Киевской, о старшем вороне.
Вот образец этого заговора: "Под морем под Хвалынским стоит медный дом, а в том медном доме закован змей огненный, а под змеем огненном лежим семипудовый ключ от кнажества терема Валодимирова, а во княжем тереме Валодимира вам сокрыта сбруя богатырская, богатырей Новогородских, соратников молодеческих. По Волге широкой, по крутым берегам, плывет лебедь, княжая со двора княжева. Поймаю я ту лебедь, поймаю, схватаю. . Ты, лебедь, полети к морю Хвалынскому, заклюй змея огненного, достань ключ семипудовый, что ключ от княжева терема Володимера. Не моим крыльям долетать до моря Хвалынского, не моей ногам дотащить ключ семипудовый, что ключ от княжева терема Володимерова. Не моим крыльям долетать до моря Хвалынского, не моей мочи расклевывать змея огненного, не моим ногам дотащить ключ семипудовой. Есть на море на Океане, на острове Буяне ворон, всем воронам старший брат; он долетит до моря до Хвалынского, заклюёт змея огненного, прятающий ключ семипудовый; а посажен злой ведьмой Киевской. Во лесу стоячем, во сыром бору стоит избушка, ни шитая, крытая, а в избушке живет злая ведьма Киевская…Чур слову конец, моему делу венец! "".
Другая информация:
Исламская философия нашего времени
В наши дни исламская философия претерпела значительные изменения, в том числе под влиянием западной цивилизации и философии. Термин «арабская философия» — не единственный, который употребляется в этом значении. Философы и историки философ ...
Возрождение промысла с начала ХХ века по настоящее время
В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д. Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем пр ...
Ораторское искусство древней Греции
Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы— в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомер ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII