Архитектура (лат. architectura, от греч. architéкtоn — строитель), (зодчество), искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Ее художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества.
Концепция космоса нашла самое непосредственное отражение в памятниках архитектуры Древнего Египта. Подобно тому, как замыкался круг представлений египтян о земном и небесном, составлявший единую космическую орбиту, храмы и гробницы не только системой ритуальных росписей, но и формой архитектуры связывались с осмыслением неба и земли, представляя собой некую модель той и другой сфер.
Именно религия занимала огромное место в жизни египетского государства. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ.
Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой – огромный жук, катящий по небу солнечный диск, иногда солнечный бог представлялся в виде сокола или человека с соколиной головой. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра.
Главной доктриной египетской религии была вера в бессмертие души. Египтяне исходили из того, что смерть не означает конца человеческого существования, а, напротив, открывает собой его новый этап, который мог быть более счастливым, чем земной — а главное, он мог быть вечным. Поэтому краткую земную жизнь они рассматривали лишь как прелюдию к истинному существованию.
Вера в загробное существование требовала сохранить нетленным тело покойного, превратив его в мумию. В течение столетий складывалось в Египте сложное искусство мумификации, которое в древнеегипетских папирусах упоминается как тайное искусство бальзамировщиков.
Бессмертие, однако, было обещано не всем душам, а только тем, которые заслужили это праведной жизнью. Душа умершего должна была предстать перед Осирисом и другими богами — его помощниками.
Но мало было сохранить тело — нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Египетская религия не требовала человеческих жертв, как это было в некоторых древних странах, бессмертие обеспечивалось средствами искусства. Множество небольших статуэток так называемых ушебти - заменяли покойному слуг. На стенах гробницы располагались фризами росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, пиры, охота, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов на полях, пастбищах и ремесленных мастерских. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался, - и не увидел бы, если бы не пытливость археологов, начавших в XIX веке исследование египетских захоронений.
Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много, ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно не предназначалось для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само и себе заключающим жизненное начало.
Другая информация:
Ценностное ядра культуры
Новые концепции и идеологические структуры проходят оценку, проверку и отбор со стороны ценностного ядра культуры. Некоторые из них легко и органично вписываются в контекст и принимаются общественным сознанием различных групп, другие - &q ...
Структура процесса подготовки новой постановки
Период созревания художественной идеи спектакля, является начальной стадией в работе над новой постановкой. В планах театра появляется новая постановка. Формируется постановочная бригада: режиссер, художник, композитор, балетмейстер и т.д ...
Прекрасное как традиционный предмет
эстетики
Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматривают другие эстетические феномены. Прекрасное всегда исторически-конкретно. Разные исторические периоды знают разные идеалы красоты. Прекрасное ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII