Архитектура как феномен древнеегипетской культуры и отражение духовной жизни

Великая культура » Культура Древнего Египта » Архитектура как феномен древнеегипетской культуры и отражение духовной жизни

Страница 1

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéкtоn — строитель), (зодчество), искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Ее художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества.

Концепция космоса нашла самое непосредственное отражение в памятниках архитектуры Древнего Египта. Подобно тому, как замыкался круг представлений египтян о земном и небесном, составлявший единую космическую орбиту, храмы и гробницы не только системой ритуальных росписей, но и формой архитектуры связывались с осмыслением неба и земли, представляя собой некую модель той и другой сфер.

Именно религия занимала огромное место в жизни египетского государства. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ.

Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой – огромный жук, катящий по небу солнечный диск, иногда солнечный бог представлялся в виде сокола или человека с соколиной головой. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра.

Главной доктриной египетской религии была вера в бессмертие души. Египтяне исходили из того, что смерть не означает конца человеческого существования, а, напротив, открывает собой его новый этап, который мог быть более счастливым, чем земной — а главное, он мог быть вечным. Поэтому краткую земную жизнь они рассматривали лишь как прелюдию к истинному существованию.

Вера в загробное существование требовала сохранить нетленным тело покойного, превратив его в мумию. В течение столетий складывалось в Египте сложное искусство мумификации, которое в древнеегипетских папирусах упоминается как тайное искусство бальзамировщиков.

Бессмертие, однако, было обещано не всем душам, а только тем, которые заслужили это праведной жизнью. Душа умершего должна была предстать перед Осирисом и другими богами — его помощниками.

Но мало было сохранить тело — нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Египетская религия не требовала человеческих жертв, как это было в некоторых древних странах, бессмертие обеспечивалось средствами искусства. Множество небольших статуэток так называемых ушебти - заменяли покойному слуг. На стенах гробницы располагались фризами росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, пиры, охота, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов на полях, пастбищах и ремесленных мастерских. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался, - и не увидел бы, если бы не пытливость археологов, начавших в XIX веке исследование египетских захоронений.

Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много, ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно не предназначалось для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само и себе заключающим жизненное начало.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Искусство Древней Греции
Периоды развития: Геометрика Эпоха получила название по виду вазописи. Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н.э. Лувр Архаика Новое искусство всегда вырастает на почве старого, формируется в нем, но для зарождения чего-то нового необх ...

Культ общества
С возникновением цивилизации предметом почитания стало общество. Цивилизация возникла там, где была необходимость в изменении природной среды, но также и возможность этого изменения. Культ общества более близок человеку, чем культ природ ...

Отдел древностей Передней Азии
Это собрание произведений древних цивилизаций Ближнего Востока: Шумера, Аккада, Вавилонии, Хеттского царства, Ассирии, Урарту, Сирии, Палестины, Финикии, Южной Аравии, Древнего Ирана от 6–5 тыс. до н.э. до 7 в. Английский археолог Остин Г ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru