Б)"природных" образов (образы зари, месяца, различных животных, растений, описаний явлений природы. Это самая многочисленная группа по своему составу.
В) образов-эмоций (Кручина, печаль, тоска, тоскующее сердце).
В настоящей работе предлагается ещё один вид классификации художественных образов. Всё образы заговоров по их происхождению и содержанию можно подразделить на пять групп. В отдельную группу совмещается "природные" и "предметные" образы и называем их реально-бытовыми образами.
В другую группу войдут немало фантастических образов (морской царь, огненный змей, кощей бессмертный, ведьма, чёрт, домовой и т.д.). Третью группу составляют христианские образы (Христос, Божья Матерь, Апостолы, Архангелы и т.д.). В четвертую группу входят социальные образы: цари, князья, бояре, судьи и прочие. Пятую группу данной классификации составляют антропоморфические образы (различные болезни человека, его душевные состояния).
Специфика образной системы заговоров особенно ярко выражается в том, что каждый образ в них употребляется в строго определенной магической функции. И в этой связи можно установить бинарную классификацию образов. Всё образы заговоров отчетливо делятся на две группы. Первая группа состоит из образов, избавляющие от бед, болезней, несчастий. Вторая группа включает в себя образы, причиняющие зло, вред и т.п.
Можно классифицировать персонажи в зависимости от исполняемых функций. Персонажи с большей или меньшей степенью условностью подразделяются на функциональные группы: универсальных помощников, защитников (целителей) и противников.
Сверхъестественные (универсальные) помощники - это персонажи, чьи
способности мобилизуются ради исполнения какого-либо желания (кроме противодействия агрессии) или помощи в некотором деле, занятии. Помощь может касаться сферы личных и общественных отношений, хозяйственной сферы, самого момента исполнения заговора (просьба в правильном исполнении требований и условий).
Защитники - персонажи, чьи способности мобилизуются для нейтрализации посторонней агрессии, магической или немагического воздействия (разделить эти виды воздействия, впрочем, весьма трудно), уже происходящего или только возможного. Защита может касаться сферы общественных отношений, хозяйственной, лечебной и других сфер.
Частный случай защитников - персонажи-целители. Не следует забывать, что не только возникновение большинства болезней приписывалось народом факторам почти исключительно сверхъестественным, но и сами болезни обычно персонифицировались, представлялись в виде некоторых демонических существ, нападающих на человека. Поэтому целитель, снимающий результаты вредоносной магии (порчу, сглаз и т.п.) или невольного, негативного воздействия (сглаз или защита от демонов, окружающих человека) оказывается защитником.
Существует небольшая группа функционально универсальных персонажей, способных выступать в большинстве функций помощи и защиты. Обычно это высшие, наиболее сакральные и могущественные фигуры христианского пантеона.
Противники - персонажи, от которых исходит агрессия: ведьмы, колдуны, бесы и другие демонизированные и демонические существа, в том числе и
Другая информация:
Технология и порядок выполнения изделия
После окончательного решенного варианта композиции, начата работа в материале. Изначально снята и проколота калька с образца. Затем подобраны краски и выполнены красочные пробы. После подбора красок, были выполнены элементы "листья&q ...
Древнейшее изображение киевской Софии
Киевская София - пятинефный, пятиапсидный, 13-куполъный храм.
Грандиозный по размерам собор можно рассматривать как каменное чудо, явившееся среди деревянной архитектуры новокрещеной Киевской Руси. Как нередко будет и в последующие века, ...
Правила застолья
В эпоху Возрождения еще большее, чем прежде, значение приобретали не только кухня, но и само застолье: сервировка стола, порядок подачи блюд, правила поведения за столом, манеры, застольные развлечения, общение.
Столовая посуда обогатила ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII