В современном литературоведении выделяются несколько разновидностей и классификаций литературных образов. Возможна троякая классификация образов: предметная, обобщенно–смысловая и структурная.
Предметные образы подразделяются на ряд слоев, проступающих один над другом, как большое сквозь малое. К ним можно отнести образы–детали, отличительные свойства которых статичность, описательность, фрагментарность. Из них вырастает второй образный слой – фабульный, состоящий из событий, поступков, настроений и т.д. Третий слой – это образы, стоящие за действием. Это образы характеров и обстоятельств, обладающие энергией саморазвития и обнаруживающие себя во всей совокупности фабульных действий. Из образов характеров и обстоятельств в итогах их взаимодействия складываются целостные образы судьбы и мира, это бытие вообще, каким его видит и понимает художник.
По смысловой обобщенности образы делятся: на индивидуальные, характерные, типические, образы–мотивы, топосы, архетипы.
Индивидуальные образы созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника. Характерные образы раскрывают закономерности общественно–исторические жизни, запечатлевают нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде.
Типичность – это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты. Следующий образ: образ–мотив. Мотив – это образ, повторяющийся в нескольких произведениях. Топос ("общее место") - это образ, характерный уже для целой культуры данного периода или данной нации.
А образ–архетип заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие "схемы" или "формулы" человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития.
Структура образа включает в себя соотношение двух планов: предметного и смыслового, явленного и подразумеваемого, и поэтому подразделяется на две большие группы.
Первая группа состоит из автологических, "самозначимых" образов, в которых оба плана совпадают. Вторая группа – это металогические образы, в которых явленное отличается от подразумеваемого, как часть от целого, вещественное от духовного, большее от меньшего и т.п. Это всё образы–тропы: метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, метонимия, синекдоха.
Таким образом, в литературоведении можно найти все разновидности образов. Конечно, в ходе исторического развития художественной образности меняется соотношение её основных компонентов: предметного и смыслового, которые тяготеют то к равновесию и слиянию, то к разорванности и борьбе, то к одностороннему преобладанию.
Как мы знаем, фольклористика собирает и исследует заговоры различной тематики. Заговоры подразделяются на следующие виды: на лечебные, любовно-брачные, "бытовые", "воинские", а также на различные социально-направленные.
Из этого большого фактического материала, записанного в ходе фольклорных экспедиций, самое большое количество было найдено именно заговоров от болезней. Люди испокон веков болели и болеют, в те далекие времена медицины как научной дисциплины не существовало, поэтому чаще всего прибегали к помощи знахарей, чародеев и ворожей. В работе будут проанализированы лечебные заговоры. Например, заговоры от истечения крови. В этих заговорах встречаются различные образы, но их можно свести к двум группам образов. Первая группа заговоров, где упоминаются образы, связанные с самой природой. Например: "Дерн дерись, земля крепись, а ты кровь у раба (имя рек) уймись" или "летит ворон через Черное море, несет нитку шелковинку, ты нитка оборвись, а ты кровь уймись". Вторая группа заговоров, где встречаются персонифицированные образы. Чаще всего, это красна–девица, богатыри. Например: "На море Океане, на острове Буяне, девица красным шелком шила, нить не стала, руда (кровь) перестала" или "лягу благословляясь, стану перекрестясь; выйду из дверей в двери, из ворот в ворота; погляжу в чистое поле – едет из чистого поля богатырь, везет вострую саблю на плече, сечет и рубит он по мертвому телу, не тече ни кровь, ни руда из энтова мертвого тела". А также: "Стану я, раб Божий (имя рек), благословляясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле за воротами. В чистом поле стоит свят океан – камень, на святом океан – камне сидит красная девица с шелковой ниткой, рану зашивает, щип унимает и кровь заговаривает из раба Божия (имя рек), и чтобы не было ни щипоты, ни ломоты, ни опухали, тем моим добрым словом ключ и замок отныне до веку, аминь ".
Другая информация:
Церковь и её роль в жизни общества
Все мировоззрение феодального общества Западной Европы в эпоху Средневековья оставалось преимущественно религиозным. Средневековой образ мира был полностью основан на религии, и библейские представления занимали в миросозерцательной систе ...
Искусство римского скульптурного портрета
Из всех цивилизаций древнего мира римская цивилизация известна нам лучше других. Римляне оставили обширное литературное наследие, позволяющее проследить историю Древнего Рима во всем изобилии подробностей, которые не перестают нас восхища ...
Техника детского периода
Для развития техники тела важны детские навыки. Так ребенок, вскормленный грудью и долго не отлучаемый от нее, цепляется за шею и бедра матери. Это отличная гимнастика, закладывающая двигательные навыки на всю жизнь.
Сам процесс отлучени ...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
