Культура Европы в XIX – 1-й половине ХХ века

Великая культура » Культура Европы в XIX – 1-й половине ХХ века

Страница 2

Основоположником романтического направления в немецкой живописи был Каспар Давид Фридрих. Его таинственные пейзажи утверждали идею беспомощности человека перед силами природы. Первая же крупная работа «Крест в Горах» (1807) создала Фридриху репутацию зрелого художника. Его другая наиболее известная картина «Кораблекрушение во льдах» (1822) проникнута фатализмом и навязчивой идеей смерти.

Крупнейшим представителем романтизма во французской живописи стал Эжен Делакруа. Подлинную известность ему принесла картина «Свобода на баррикадах», которая стала символом революции 1830 года. В 1832 году Делакруа совершил путешествие в Северную Африку, которое оказало на художника огромное влияние и определило основную тему его последующего творчества. Наиболее известные полотна Делакруа — «Резня в Хиосе» (1823—1824), «Взятие крестоносцами Константинополя» (1840—1841), «Алжирские женщины» (1833—1834). В своих картинах Делакруа смело экспериментировал с цветовой гаммой, чем заложил основы импрессионизма.

Современное западное искусство зародилось в ходе революции, которая произошла в живописи во 2-й половине XIX века. В западноевропейском обществе произошли необратимые изменения, вызванные индустриальной революцией, стремительным развитием науки и техники, урбанизации и фундаментального пересмотра религиозных догм. Перед лицом всего этого изобразительное искусство было вынуждено отказаться от традиционных, исторических, или академических тем и форм. Также огромное влияние на живопись оказало изобретение фотографии, с появлением чего рисунок перестал играть роль единственного средства изображения зрительного образа. Теперь от художника не требовалось точно передавать все детали окружающего мира, за него это делала фотокамера.

В 1874 году группа художников, несогласная с диктатом академических форм в искусстве, устроила в Париже собственную выставку. Так было положено начало новому течению в живописи — импрессионизму. Наиболее известными импрессионистами являются: Клод Моне, Огюст Ренуар и Камиль Писсарро.

В конце 60-х годов XIX века Моне, Писсарро и Ренуар отказались от академических канонов и стали писать пейзажи, стараясь при помощи цвета передать впечатление, пренебрегая точной передачей натуры. Они перестали пользоваться традиционной палитрой приглушенных зеленых, коричневых и серых цветов и начали писать в легких солнечных тонах, виртуозно применяя светотень. Импрессионисты старались воспроизвести на полотне эффекты солнечного света и тени, которые они наблюдали в природе. Они принесли в жертву передачу материального мира во имя регистрации колебаний свето-воздушной среды.

Одним из основоположников стиля импрессионизма стал Клод Моне, чье полотно «Впечатление. Восход солнца» произвело фурор на выставке 1874 года. Позднее он создал серии картин, в которых передавал изменение цветовой гаммы в зависимости от времени суток: «Стога» (1890—1891), «Тополя» (1891 — 1892), «Руанский собор» (1894).

Камиль Писсарро увлекался передачей игры света, изображая в основном сельские пейзажи. На выставке 1874 года он представил полотно «Пашня». Позднее он создал серию парижских пейзажей, став одним из первых урбанистических художников.

В отличие от Моне и Писсарро, в творчестве Огюста Ренуара сохранился интерес к человеку. Используя методы импрессионизма, наряду с пейзажами он написал множество портретов и жанровых картин. Наиболее известные полотна Ренуара — «Обнаженная» (1876), «Девушка с веером» (1881).

К середине 80-х годов XIX века группа импрессионистов начала распадаться, поскольку входившие в нее живописцы начали отдавать предпочтение собственным эстетическим взглядам. Несмотря на непродолжительность существования этого направления, оно сыграло революционную роль в истории искусства и заложило принципы, которые были углублены и разработаны в постимпрессионизме.

Под термином «постимпрессионизм» искусствоведы объединили творчество ряда художников, по большей части французских, которые работали в конце XIX — начале XX века. Почти все они начинали как импрессионисты, но затем отошли от него, развивая свою собственную манеру живописи. Эти живописцы отказались от ограниченности импрессионизма, увлекавшегося легкой игрой света и цвета, принеся его в жертву глубокому изучению самой формы. Постимпрессионисты разложили объект на составляющие части, тщательно изучив и преобразовав его структуру. Подобный эффект достигался благодаря технике грубого крупного мазка. В отличие от импрессионистов, создавших нечто вроде общества единомышленников, эти художники творили в уединении. Поль Сезанн жил в провинции, Поль Гоген вообще покинул Францию и уехал на Таити. Только Винсент Ван Гог безуспешно пытался объединить постимпрессионистов, но его затея закончилась полным крахом, как общественным, так и личным. Постимпрессионисты опередили свое время, поэтому большинство из них были не поняты современниками и умерли в нищете. Как правило, признание приходило к ним уже после смерти.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Понятие композиции в различных видах искусства
Музыкальное произведение – это результат творческого акта композитора. Понятие композиции, как законченного художественного целого сложилось не сразу. Его становление тесно связано с уменьшением роли импровизационного начала в музыкально ...

Влияние православия на культуру Византии и Руси в эпоху Средневековья
Особый облик общественной и идейной жизни в Византии придали специфические черты, присущие восточному христианству и византийской церкви. Христианство при Константине (V в.) превратилось в государственную религию, византийская церковь ста ...

Художественная культура Древнего Египта. Архитектура как феномен древнеегипетской культуры
Древняя история Египта является одной из первых глав истории всего человеческого общества. Отдельные культурные достижения, созданные древними египтянами на протяжении нескольких тысячелетий своей истории, были преемственно восприняты бол ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru