В 1878 году художник Поль Сезанн отошел от импрессионизма, чтобы создать нечто более монументальное и основательное. В своих работах Сезанн занялся исследованием поверхности материальных объектов, которые на его картинах имеют геометрическую структуру. Творчество этого художника, названного потомками отцом современной западной живописи, заложило основы кубизма. Наиболее известные полотна Сезанна — «Пьеро и Арлекин» (1888), «Персики и груши» (1888—1890).
Ведущим художником постимпрессионизма был Поль Гоген. Он пожертвовал карьерой коммерсанта во имя своего увлечения живописью, а в 1891 году навсегда покинул Францию, переселившись вначале на Таити, а затем на Маркизские острова. Основной темой его творчества стали островитяне. Для Гогена характерна упрощенная примитивистская манера живописи. Его наиболее знаменитыми картинами являются: «А, ты ревнуешь?» (1892) и «Жена короля» (1896).
Винсент Ван Гог считается наиболее великим голландским художником после Рембрандта. С 1886 года он постоянно жил во Франции. Ван Гог пытался объединить сторонников постимпрессионизма и создать в городе Арль нечто вроде колонии. Однако ему удалось уговорить только Гогена, который провел в городе Арль несколько месяцев в 1888 году, после чего последовал разрыв. Постепенно Ван Гог оказался в тисках тяжелого психического заболевания. Общество не признавало его творчество. Современники отказывались покупать картины Ван Гога, за которые их потомки будут выкладывать сотни миллионов долларов, и в конце концов художник покончил с собой. Его кисти принадлежат такие шедевры, как «Едоки картофеля» (1885), «Красные виноградники в Арле» (1888—1890), «Прогулка заключенных» (1890).
Творческая судьба Анри Тулуз-Аотрека была более успешна. Будучи выходцем из знатного аристократического рода, Тулуз-Аотрек покинул семью и поселился в богемном квартале Парижа, посвятив свою живопись ночной жизни французской столицы. Его картины также не покупали, однако нарисованная им рекламная афиша кабаре сразу же принесла ему широкую известность.
Под влиянием постимпрессионистов сформировалась творческая манера Анри Матисса, одного из основателей направления фовистов (то есть «диких»). Наиболее известны его картины «Красные рыбы» (1911), «Одалиска» (1926). Фовисты не порвали связь с предметным миром, но на своих полотнах почти полностью вывели его из-под контроля разума. Им была свойственна упрощенная манера письма в сочетании с остротой ритмов и красок, основанной на сочетании цветовых пятен.
Под влиянием французского постимпрессионизма в Германии и Скандинавии сложилось направление экспрессионизма. Этот стиль также сохранил условную связь с реальным миром, однако его представители изображали материальный мир через призму своих субъективных эмоций. Одним из основоположников данного течения был норвежский художник Эдвард Мунк. В 1892 — 1895 годах он создал цикл работ «Фриз жизни». Наиболее известной его картиной считается полотно «Крик» (1893).
В 1904 году немецкие экспрессионисты объединились в группу «Брюке» («Мост»), куда вошли Эмиль Нольде, Отто Мюллер, Макс Бекман. В своих полотнах они пользовались грубыми мазками, создававшими заостренные, ломаные линии. Многие работы являются прямым эмоциональным протестом против грубой банальности и грязи окружающего мира. Полотнам экспрессионистов свойственна иррациональность, примитивизм и гротескность образов.
Окончательный разрыв с окружающим миром произошел с появлением абстракционизма. Абстрактное искусство полностью отказалось от отображения видимых глазом предметов, создав новую реальность. Окончание промышленного переворота и массовая бойня первой мировой войны уничтожила традиционные ценности, расчистив место для урбанистической культуры громадных мегаполисов нового общества.
Одним из первых течений абстракционизма стал кубизм, стиль появившийся в Париже примерно в 1907 году в работах художников Пабло Пикассо и Жоржа Брага. Они отклонили общепринятые в западной живописи принципы перспективы и композиции, работая исключительно с двухмерным пространством. Развивая геометрическую структуру предметов, разработанную в полотнах Сезанна, кубисты окончательно превратили их в математически строгие прямоугольные объекты.
Пикассо прибыл в Париж из Испании. Он начал работать в более или менее реалистической манере (так называемые «голубой» (1901 — 1904) и «розовый» (1905—1906) периоды, когда в работах художника доминировали эти цвета), но в 1907 году выступил зачинателем кубизма. В 1909 году он создал полотно «Королева Изабо», в котором разложил человеческое тело на геометрические элементы. С началом первой мировой войны Пикассо отправился в путешествие по Италии, где неожиданно на некоторое время вернулся к реализму. Затем в 1925 году он примкнул к течению сюрреализма.
Одним из ответвлений кубизма в искусстве XX века стал супрематизм, основателем которого считается русский художник Казимир Малевич, который в 1912 году приехал в Париж и попал под мощное влияние Пикассо. Основным стержнем супрематизма было бескомпромиссное отрицание всяческих канонов старого искусства, в том числе и тех, которые сохранились в кубизме. После революции он вернулся в Россию, занимался архитектурой и дизайном. Малевич по-новому решил проблему пространства, заложив теоретические основы нового архитектурного стиля — конструктивизма.
Другая информация:
Учителя и школа
Именно в период культуры древних царств возникли первые школы и учителя. В древнем Вавилоне учитель, он же одновременно и писец, учил детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади полей, объемы земляных работ, вести наблю ...
Эстетика классицизма
Существенно изменился характер труда: успешно развивалась мануфактура, повлекшая за собой разделение труда, которое привело к достаточно высоким успехам материального производства. Промышленность была заинтересована в развитии точных наук ...
Ярчайшие моменты культуры Казахстана
Акан Корамсаулы (1843-1913 гг.). Знаменитый поэт, композитор и певец казахского народа Акан Корамсаулы родился в сентябре 1843 г. на территории современного Володарского района Кокшетауской области. Начальное образование Акан получил в ау ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII