Музыкальное произведение – это результат творческого акта композитора.
Понятие композиции, как законченного художественного целого сложилось не сразу. Его становление тесно связано с уменьшением роли импровизационного начала в музыкальном искусстве и совершенствованием нотной записи, на определенном этапе развития сделавшей возможной точную письменную фиксацию существенных черт музыкальных произведений. Вследствие этого современный смысл композиция приобретает лишь в 13 веке, когда в нотной записи выработались средства фиксации не только высоты, но и длительности звуков. Первоначально музыкальные произведения записывались без обозначения имени их автора – композитора, которое стало ставиться лишь с 14 века. Это было связано с ростом значения в композиции индивидуальных черт художественного мышления ее автора. В то же время в любой композиции находят отражения и как общие, так и индивидуальные особенности музыкального искусства данной эпохи. История музыки во многом представляет собой историю музыкальной композиции в выдающихся произведениях крупных музыкантов.
Структура музыкального произведения, его музыкальная форма
Сочинение музыки – это один из видов художественного творчества, который требует художественной одаренности, а также определенной степени технической подготовки – знания основных построений музыкальных произведений, сложившихся в ходе исторического развития музыки. Однако музыкально произведение должно быть не набором употребительных, привычных музыкальных оборотов, а художественным целым, отвечающим эстетическим запросам общества. Для этого оно должно заключать в себе новое художественное содержание, обусловлено общественно-идеологическими факторами и отражающее в образно-неповторимой форме существенные, типические черты современной композитору действительности. Новое содержание определяет и новизну выразительных средств, которые в реалистическом искусстве означают не разрыв с традицией, а ее развитие в связи с новыми художественными задачами. Лишь представители всевозможных авангардистских, модернистских течений в музыке порывают со сложившимися на протяжении веков традициями, отказываясь от лада и тональности, от прежних логических осмысленных типов музыкальной формы, а вместе с этим и от общественно значимого, обладающего определенной художественной и познавательной ценностью содержания.
Сам творческий процесс у различных композиторов протекает по-разному. У одних композиторов музыка, подобно импровизации, выливается легко, записывается ими сразу же в законченной, не нуждающейся в сколь-нибудь существенной последующей доработке, отделке и шлифовке формы (В.А. Моцарт, Ф. Шуберт). Другие находят наилучшее решение только в результате длительного и напряженного процесса совершенствования первоначального наброска (Л.В. Бетховен). Одни при сочинении музыки пользуются инструментом, чаще фортепиано (И. Гайдн, Ф. Шопен), другие прибегают к проверке за фортепиано только после того, как произведение полностью закончено (Ф. Шуберт, Р. Шуман, С.С. Прокофьев)1.
В общем значении композиция – один из типов структуры, наиболее сложный и совершенный. Конструкция считается функциональной структурой открытого модификационного типа. Ее элементы могут заменяться без ущерба для целого, хотя принцип связей остается неизменным. В композиционной целостности ни один из элементов не может быть заменен, поскольку он приобретает уникальный смысл только в одном единственном, неповторимом сочетании с остальными элементами.
Как целостный феномен композиция трудна для теоретического анализа, поскольку она существует в форме бесконечного исторического художественного процесса. Об этом процессе мы можем судить только приблизительно, выборочно рассматривая отдельные произведения искусства в их материальной форме, сравнивая, анализируя, отыскивая общие принципы и закономерности. Таких закономерностей немного, а композиционная целостность в каждом случае уникальна, неповторима. Композиций на свете столько же, сколько произведений искусства. Потому в истории искусства и в теории композиции (вопреки академическим канонам) нет незыблемых правил, законов, рецептов, а существуют лишь в той или иной мере проявляемые закономерности, зависящие от типа и вида искусства, также художественного направления, стиля, течения, школы, того или иного мастера и, наконец, индивидуального мышления художника. Можно сказать, что закономерности искусства композиции представляют собой условный инвариант творческого процесса художника. Композиция в истории искусства существовала всегда, но называлась по-разному, и ее закономерности появлялись различным образом. Следовательно, рассматривать это понятие возможно только исторически. Отдельные композиционные средства и приемы использовались в искусстве Древнего мира – Египта, Месопотамии, получили классическое выражение в античном искусстве. Однако их теоретическое осмысление начинается только в эпоху Итальянского Возрождения.1 Впервые слово «compositio» теоретик и архитектор Леон Батист Альбертив трактате «Десять книг о зодчестве», где он дал этому понятию следующее, впоследствии классическое, определение: «композиция – это сочинение, выдумывание, изобретение как акт свободной воли художника».2
Другая информация:
Учителя и школа
Именно в период культуры древних царств возникли первые школы и учителя. В древнем Вавилоне учитель, он же одновременно и писец, учил детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади полей, объемы земляных работ, вести наблю ...
Этническая основа
русской культуры
Всякая дифференцированная культура неизбежно заключает в себе две обязательные части, которые образно можно назвать верхом и низом здания данной культуры. Под низом мы понимаем тот запас культурных ценностей, которым удовлетворяют свои по ...
Чайная церемония
Чайная церемония, занимая своё место в системе дзэнских скусств (тядо — дословно “путь чая”, искусство чайной црермонии), выражает традиционный подход к пониманию соотношения жизни и искусства. Торжественный ритуал чаепития — тя-но ю — им ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII