Длинная прямая дорога, уставленная по сторонам разноцветными статуями сфинксов с лицами Хатшепсут, начиналась от пристани у западного берега Нила, поднималась выше и выше к скалам, подводила к трем постепенно повышающимся большим террасам, окруженным колоннадами.
Террасы соединялись между собой пандусами, а святилище было вырублено в скале. Торжественный, размеренный ритм движения, строгая планировка, чередования горизонтальных и наклонных плоскостей — все продуманно, на всем лежит печать мысли гениального зодчего Сенмута.
Храм Хатшепсут был богато и разнообразно украшен рельефами и скульптурами (свыше 250 статуй), обширные дворы-террасы оживлялись деревьями и искусственными прудами. Но самое главное новшество — захоронение фараона отдельно от храма. Царская мумия запрятана где-то в тайнике, в горах (и так теперь будут поступать со всеми фараонами).
Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора в Фивах, посвященных богу Амону – Ра (XVI – XV вв. до н.э.). От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль — аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски — иглы фараона (один из обелисков Луксора стоит ныне в Париже на площади Согласия), мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы.
Из открытого солнцу двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный гипостильный зал, а затем в полутемное святилище. Здесь-то и был настоящий лес: чаща колонн (в одном только гипостильном зале Карнака их было 144), папирусо-образных, лотосовидных, пальмовидных, иные из них таковы, что их не смогли бы обхватить пять человек. Нижние части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне, видимо храм, символически изображал нильские заросли звездной ночью. В храме помещалось множество статуй: стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны были покрыты вязью рельефов и испещрены иероглифами.
Колонны первого открытого двора имели капители в виде бутона, в центральном гипостильном зале — в виде раскрытых цветов папируса, что соответствовало представлению о смене дня и ночи.
Все эти архитектурные формы в отдельности, в том числе колонны, изображающие нильские растения и деревья, имеют свои прототипы и в Среднем и в Древнем царстве, но никогда прежде они не соединялись в таком внушительном, пространственно-сложном ансамбле.
Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские заросли каменного папируса имело и световую драматургию: от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.
И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта так называемый Рамессеум: комплекс, состоящий из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса, достигавшая 17 м в высоту и весившая более 110 тонн. Рамсес II был одним из самых знаменитых фараонов Древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него.
Другая информация:
Типичная древнеегипетская семья
Каждый глава семьи жил в своём доме, будь то роскошный дворец с драгоценной мебелью или жалкая лачуга с циновкой на полу. Понятие “построить дом” и “взять жену” были для египтян синонимами. Мудрый Птахотеп советовал своим ученикам соверша ...
Возможности кино как
явления культуры на рубеже XXI века
По мысли А. Тарковского "как жизнь, непрестанно текучая и меняющаяся, каждому дает возможность по-своему трактовать и чувствовать каждое мгновение, так и настоящий фильм, с точно зафиксированным на пленку временем, распространяясь за ...
Художественное оформление пространства
Верхнюю часть фасада Дворца Культуры украшали расписные щиты: по бокам – щиты с разноцветными листочками, в центре – щит с изображением скоморохов, извещающих о праздничном гулянии. Ниже, в средней части фасада Д. К., как бы подводя черту ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII