Группа Ивана III, первого "государя всея Руси", знаменует становление Русского централизованного государства. Здесь много фигур. Иван стоит в гордой и торжественной позе, на нем тяжелые одежды и шапка Мономаха, в руках - скипетр и держава. Это уже не воин, как изобразил художник Дмитрия, это самодержец. Татарин на коленях протягивает царю бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежит побежденный в битве литовец и поверженный ливонский (немецкий) рыцарь с обломанным мечом - Московская Русь сокрушает своих врагов, еще недавно угрожавших ее независимости.
Начало династии Романовых
Весьма любопытна группа царя Михаила. Слева от него Козьма Минин, справа - князь Пожарский. Именно их усилиями родилось всенародное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов, а уж затем в столице был в 1613 году избран на царство молодой Михаил Романов. Пластический образ самого Михаила получился довольно бледный, невыразительный. И не случайно: то был государь, ничем значительным себя не проявивший. Микешин не мог, разумеется, не изобразить родоначальника правящей династии, но отодвинул его в глубь композиции. А на первый план выступает мощная фигура Пожарского, с обнаженным мечом в руке. Он как бы ограждает от врагов страну, только что оправившуюся от великой смуты. Это очень сильный, энергично выполненный образ, один из лучших в верхней части композиции памятника.
Козьма Минин на коленях подносит Михаилу скипетр и шапку Мономаха. Это сознательное нарушение Микешиным исторической достоверности. Ни Минин и ни кто-либо иной из числа "третьего сословия" не вручал государю при коронации символы царской власти. Художник явно желал здесь выразить мысль, что только та власть сильна, которая опирается на народ и видит в нем свою опору. В образе коленопреклоненного Минина нет и следа униженной покорности; напротив, он исполнен достоинства и значения исполняемого долга. В его лице, во всей его фигуре чувствуется какое-то напряжение, скрытая тревога: он надеется, что государственная власть даст России долгожданный мир и покой, он тревожится об этом.
Другая информация:
Что изучает эстетика. Функции эстетической культуры
Неизвестный автор появившегося много веков назад трактата «О возвышенном» писал; что ко всякой научной дисциплине предъявляются два требования: «Во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помог ...
Искусство древней Индии
Ведущие боги Брахма, Вишну и Шива составили троицу. Они и другие герои, и полубоги стали основными Индийскими объектами искусства. Удача сопровождала Буддизм. Он быстро распространился в Южной Индии между простыми людьми. Он прослужил с б ...
Образ природы в кино XX
века как символ высокой культуры человечества
В отличие от прочих искусств кино пользуется средствами, гораздо более совпадающими с предметом изображения: природное входит в состав изобразительно-выразительных средств. Например, Томас Манн видел отличие кино от театров в том, что там ...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
