4. Искусство первой половины Нового царства. Время правления XVIII династии (16 – 15 вв. до н.э.). Период Нового царства характеризуется дальнейшим развитием рабовладельческих отношений, повышением частных рабовладельческих хозяйств. Во время XVIII династии культура и искусство процветают. Широкие отношения, торговый обмен, сближение с культурами Сирии, Крита и Двуречья способствовали тому, что в искусство проникли и новые черты.
В результате победоносных войн в Египет поступали огромные богатства. В быту разбогатевшей правящей верхушки общества появилось стремление к роскоши, утонченности в одежде, украшениях, обстановке жилищ. Для искусства стало характерным стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. Обогащение страны способствовало и развертыванию широкого строительства во всех главных центрах Египта. Архитектура по-прежнему осталась ведущим видом искусства. Царская гробница окончательно отделяется от заупокойного храма.
Заупокойные храмы посвящаются теперь и культу царя, но и богов, главным образом верховного бога Древнего Египта Амона.
Для храмов Нового царства характерно четкое разделение на три части (ось по горизонтали): открытый двор, окруженный колоннами, колонный зал и святилище. Колонны сохраняют свой растительный характер, особенно часто применяется форма капители в виде колокольчиком раскрытой метелки папируса. На стенах по-прежнему рельефы, чаще всего изображающие победоносных царей в сражениях и на охотах. Рельефы достигают огромных размеров. Таковы рельефы на стенах Карнакского храма и храма в Мединет-Абу. Перед пилонами ставили обелиски и колоссальные статуи фараона, а к наружной стене пилона прикрепляли высокие мачты с флагами. Дорогу к храму украшали сфинксами или овнами (бараноголовыми сфинксами).
Наиболее значительными храмами указанного типа являются два храма на правом берегу Нила в Фивах, посвященные богу Амону — Карнакский и Луксорский.
В скульптуре ведущее место заняла придворная фиванская школа, о характерных особенностях которой дают статуи из храма Хатшепсут, изображающие царицу фараоном, богом Осирисом и в виде сфинкса. На всех статуях переданы ее портретные черты, статуи из центральной молельни, имевшие культовый характер воссоздают индивидуальный облик царицы.
5. Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 в. — начало 14 в. до н.э.). Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, фараон выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон принял новое имя – Эхнатон, столицу перенес из Фив в город Ахетатон. На месте Ахетатона теперь находится селение Амарна и по месту, где раскапывают столицу Аменхотепа IV, время его правления часто называют амарнским.
Архитектура амарнского периода дала меньше нового, чем другие виды искусства. Храмы строились, как и прежде, с входными пилонами и были окружены стенами, но уже без многоколонных зал, т.к. культовые церемонии совершались на открытом дворе. Строились наскоро из кирпича и не отличались монументальностью, высокими художественными качествами. Чередование пилонов и огромных открытых дворов с рядами жертвенников вносило в архитектуру скучное однообразие.
Другая информация:
О языке «Домостроя»
Язык памятника – гибкий и настолько яркий, что не всегда возможно передать современным языком многоцветье его образов.
В основе текста «Домостроя» лежат несколько традиционных жанров.
Во-первых, это «поучения от отца к сыну», известные ...
Скульптура
Наиболее обширную ветвь искусства древнехристианского периода составляет фресковая живопись. Скульптура же находила применение в то время не столь широкое. Это явление обратное тому, что можно наблюдать в греко-римском искусстве - там ску ...
История возникновения праздника
Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII