Киноискусство независимого Казахстана

Великая культура » История казахстанского кинематографа » Киноискусство независимого Казахстана

Страница 2

В фильмах новейшей эпохи произошли значительные изменения:

1. Начали формироваться положительные образы дома и семьи. Любопытно, что действие всех ключевых картин перенесено из города в традиционное пространство - аул и кишлак. Опираясь на вековой уклад жизни, обычаи и традиции народа, режиссеры начали реконструировать особый мир традиционной культуры. В фильмах стали появляться гармоничные семьи, состоящие из нескольких поколений - с бабушками, дедушками, внуками и правнуками. Эти фильмы начали восприниматься как само собой разумеющее, более того, было ощущение, что, наконец, стали сниматься фильмы, отображающую нашу реальную жизнь и ментальность. В этом нет ничего удивительного, поскольку семья была, есть и останется основным социальным капиталом общества, особенно у нас, в Центральной Азии.

2. Однако до полной гармонии еще далеко. И яркий индикатор жизни общества, отраженного в кинематографе, - образы несчастливых детей. В фильмах мы видим детей с трагической судьбой, особенно в казахском кино. В фильмах "Три брата" С. Апрымова, "Подсолнухи" Р. Кима, "Жылама!" А. Каракулова дети погибают, что говорит, о видении режиссерами бесперспективности будущности народа. Все еще много картин, где изображены дети, живущие в неполных семьях без отцов или матерей. Особенно это заметно в узбекском и таджикском кино рассматриваемой эпохи. Очень силен мотив подкидышей или приемышей. Таков герой в фильме "Шиза", "Охотник". Все это, говорит о неопределенности будущего и отсутствии его осознанного строительства.

3. Если с 1991 по 1998 год образ матери почти полностью исчезает как из казахстанского, так и всего центрально-азиатского кинематографа, то в 1998 году наступает переломный момент. На экранах вновь появляется этот важный для нашей ментальное образ матери как символ Родины. В Казахстане это картина Болата Шарипа "Заманай", в Кыргызстане - "Бешкемпир" Актана Абдыкалыкова и "Мандала" Марата Сарулу, в Туркмении - картина "Тоба" Халмамеда К. Жабаева, в Узбекистане - "Танец мужчин" Юсупа Разыкова и в Таджикистане картина "Ангел на правом плече" Джамшета Усмонова.

4. Самое важное изменение в казахстанском кинематографе 1998 года - трансформация образа отца. Она также происходит постепенно: отсутствующего к неродному отцу, потом появляется слабый отец и, наконец, сильный. В картинах эпохи независимости отец как воплощение старой советской системы показывается слабым, рефлектирующим, пьяницей или неродным. Зато сыновья-подростки достаточно сильны, и это - показатель становления новой государственности. В этом плане концептуально важен образ отца в фильме "Охотник" С. Апрымова. Изображение сильного, в чем-то легендарного, почти мифического отца можно считать точкой отсчета в формировании национального самосознания нации. Любопытно, что образ сильного отца начал появляться только после 2004 года и преимущественно в казахских и узбекских фильмах.

Период новейшей истории кино Центральной Азии - с 1998 по 2007 год - наиболее интересный и плодотворный в плане нациостроительства. Можно сказать, что предыдущие периоды характеризовались изживанием постсоветских и постколониальных комплексов, освоением более широкого кинопространства, критикой переходного периода. И только после 1998 года начинается, подлинный процесс нациостроительства, когда кинематографисты не просто рефлектируют по поводу различных аспектов реалий жизни, но уже пытаются формировать, созидать новую реальность в кинематографе и стараются делать это так, чтобы она стала предметом подражания для реальной жизни.

Попробуем провести сравнительный анализ кинематографа Казахстана с другими странами Центрально-Азиатского региона. Материалы по этим странам взяты нами из работы Г. Абикеевой "Национальное строительство в Казахстане и других странах Центральной Азии, и как этот процесс отражается в кинематографе".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Буддизм
Буддизм наряду с синтоизмом - национальной японской религией - исповедуют большинство верующих японцев. Буддизм – название, данное религиозному движению, истоки которого — в жизни и учении великого Будды. Но, говоря более строго, буддизм ...

Харизма и Воскресение
Западному обществу, очищенному огнем пережитой катастрофы будет ниспослана новая благодать (харизма), а вместе с ней - воскрешение и высвобождение новых творческих сил. Народы Запада войдут в конструктивный период новой - более интегралис ...

Скульптурная летопись России
Когда накануне тысячелетнего юбилея русской государственности возникла идея установки памятника, его решено было поставить в Новгороде, где сохранился не разоренный татарами исторический центр с Кремлем и знаменитой Софией, построенной п ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru