Английская королева Елизавета ввела в моду бледность кожи и огненно-рыжие волосы. Парики с такими прядями были буквально нарасхват в 16 веке.
Христианская церковь с первых лет своего существования по отношению к парикам заняла негативную позицию. Церковь считала парики посягательством на целомудрие у женщин, так как они предназначались для того, чтобы прекрасная половина человечества выглядела еще привлекательнее. Климент Александрийский, один из отцов церкви, примерно в 200 г. н.э. писал, что тот, кто носит парик, не может получить сан священника, ибо благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы. Его современник Тертуллиан высказывался еще безапелляционное: "Все парики являются личинами и измышлениями дьявола . Если вы не отвергнете чужой волос как богопротивный, я вызываю ненависть к нему у вас, напоминая, что он может происходить с головы проклятого или нечистого человека". Враждебное отношение к парикам привело к тому, что на Константинопольском соборе в 692 году ряд христиан за ношение их был отлучен от церкви.
В средние века в Европе парики не носили, даже на длинноволосых мужчин смотрели с неодобрением. Введению их в обиход и моду способствовали монархи. Не из эстетических соображений, а из житейских. В XVI веке английская королева Елизавета париками прикрывала свои седеющие волосы. В ее гардеробе, говорят, было около 80 париков различного цвета.
Один из героев А. Дюма "Три мушкетера", французский король Людовик XIII, лишился волос из-за венерической болезни. Он тоже стал носить парик. Немедленно ему стали подражать придворные. (В истории Франции есть и обратный пример. Живший в IX веке король Карл II был лысым. Из солидарности или желания угодить монарху придворные мужчины и некоторые женщины брили головы до единого волоска.) Естественно, свита короля носила парики меньших размеров, получивших название «под болонку», «под пуделя».
Для обеспечения искусственными волосами всей «великосветской тусовки» король расширил штат парикмахеров до 5 000 человек. Кстати, слово «парикмахер» в переводе с немецкого означает «делать парики». Мы же заблуждаемся, когда называем так человека, стригущего нам волосы .
Людовик XIV унаследовал от отца не только престол, но и редкие волосы. Разумеется, он тоже носил парик. Да с таким шиком, что в Европе начался бум париков, продолжавшийся более века. Парики стали символом эпохи абсолютизма и театральности, перекочевавшей в романы, фильмы, спектакли. При "короле-солнце" существовало до 45 видов различных париков. Уважающий себя человек имел их как минимум три: черный для утра, каштановый для дня, светлый для вечера. Если нельзя было добыть парик белого цвета, то парик из волос шатена посыпали пудрой или мукой. Народ попроще мастерил парики из овечьей шерсти, собачьих и конских хвостов, водорослей, волокон конопли и кукурузы . В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег.
При дворе Людовика XIV работали 5000 парикмахеров. Франция стала европейским центром производства париков. Самым ценным был так называемый аллонжевый парик, сделанный из белокурых женских волос, который нередко можно видеть на старинных портретах. Он стоил около3 000 экю, и только члены королевской семьи имели право носить такие изделия.
У короля были длинные, до плеч и даже до пояса волосы, завитые в локоны. Иногда аллонжевый парик имел пробор посередине головы. В просторечии такой вариант назывался "рогатым". Это был парадный, представительский парик. Для повседневных нужд употреблялся небольшой парик с кудрями, собранными в пучок. В домашней обстановке обходились коротким паричком с косицей размером с крысиный хвост. Иногда косицу украшали бантиком. Такой парик имел шелковую подкладку и в прохладную погоду выполнял роль современной вязаной шапочки.
Другая информация:
Модернизм как культурная доктрина Просвещения
В качестве общекультурной доктрины просвещения модернизм привычно ассоциируется в нашем сознании с Х XVIII в., и это понятно. Европейский XVIII в. — эпоха Просвещения. Расцвет Просвещения был одновременно и расцветом модернизма, его принц ...
1 мая в разных странах
Франция
Ночь с 30 апреля на 1 мая — Вальпургиева ночь, разгул нечистой силы, от которой нужно обязательно защищаться. В эту ночь особенно целебными свойствами обладают роса, молоко, масло. В эту ночь можно «навредить» соседу. Для этого н ...
Общественно—политическая мысль
Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865 года стимулировала процесс национального самопознания посредством общественно-политической мысли и литературы.
Центральную роль в общественной жизни в пор ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII