Насколько случайно то, что встретились неравнодушные люди, решившие, что у М.А.Булгакова должен быть свой музей? Не знаю, можно ли говорить о случайности в таком месте, как это…
- Какие у Вас отношения с попечителями нехорошей квартиры?
Когда мы открывались, мы ничего не знали о мире «булгаковедения». Мы хотели дать место тем, кто действительно любит Булгакова – булгаковедам, художникам, юристам, поэтам, журналистам, актерам, фотографам – людям, которые хотят творчества и умеют делать дело. И у нас это получилось, надо сказать.
Мы помогали «нехорошей квартире», но в связи с тем, что администрация фонда – люди старой формации, активно участвовавшие в булгаковедческих конфликтах прошлых лет, наша открытость вызвала их непонимание, и отношения несколько охладели. Но мы в каком-то смысле продолжаем помогать квартире №50. Мы готовы сотрудничать с теми, кто придерживается разных точек зрения на его творчество – в том числе, отличных от нашей. У нас проходят вечера многих исследователей творчества писателя – именитых профессоров и молодых литературоведов. Мне кажется, что это правильно. Нельзя застывать в своем величии. Это позиция памятника, а не живого человека.
- Где вы нашли такого правдоподобного Бегемота?
Идея завести живого кота в музее просто витала в воздухе. Понятно, что кот должен быть особенным – взрослым, крупным, черным, солидным. И мы объявили конкурс на замещение вакантной должности кота Бегемота при музее Булгакова. Сначала в интернете, потом подключилась пресса, затем телевидение… Мы получили массу писем с фотографиями, но первый же кандидат, приехавший в музей, и оказался тем, кто нам нужен. Когда он первым же делом забрался в футляр от пишущей машинки, мы поняли – это Бегемот. Кстати, прежде его звали Степан, но он принял новое имя невозмутимо и с достоинством. Наша идея оказалась правильной – кот Бегемот – самый популярный персонаж и в романе, и в нашем музее.
- Кто все эти люди, что работают в доме-музее? Они сотрудники и получают зарплату?
Эти люди работают и проводят свободное время в музее. Кто-то постоянный волонтер, кто-то приходит раз в неделю. Конечно, в музее есть штат сотрудников, получающих зарплату. Мы работаем каждый день, без выходных, с 13.00 до 1.00. Нужно организовывать выставки, вечера, заниматься музейной коллекцией, экскурсионной деятельностью. Кроме того, при музее есть кафе, которое тоже требует много внимания и заботы.
Но дело-то не в деньгах, а в любви к Булгакову и готовности делать совместное дело.
Например, наш арт-директор долгое время работал на телевидении, а все свободное время тратил на музей. И никто ему не платил за это, потому что есть что-то, чему есть другой эквивалент, другое мерило. Творчество, например. У нас много идей и людей, готовых в наших проектах участвовать – не ради денег. У нас и сейчас есть экскурсоводы, работающие на общественных началах. Двухлетний опыт работы показывает: то, что мы делаем, людям нравится. И мы хотим, чтобы в Москве стало еще уютнее, но не за счет открытия стрип-баров, а благодаря таким центрам, как наш. Получится у нас или нет, зависит, опять-таки, от нас же, и от того, на что мы решим потратить единственные деньги, которые у нас, в сущности, есть – наше время…
- Как часто Ваш дом посещают москвичи, туристы из СНГ, иностранцы? Может, есть какие-то тенденции?
Посетителей у нас очень много – для такого маленького музея даже иногда слишком много. В среднем, до двухсот человек в день. Иногда больше. Нет определенных тенденций – музей посещают люди разных возрастов, профессий и социальных кругов. Булгаков интересен всем. В нашей гостевой книге можно найти слова благодарности от поклонников творчества писателя со всего света, которых становится все больше и больше.
Другая информация:
Булгаковский дом в вопросах и ответах
Часто задаваемые Вопросы посетителей.
- А где Бегемот?
- Бегемот не экспонат, а живой кот с хвостом и четырьмя лапами, которые он активно использует для перемещения в пятое измерение, по музею и его окрестностям. Поэтому если вы не нашл ...
Мода 20-х годов
Равноправие, подтвердившееся не в декларациях, а в реальной жизни, помогло осуществить важную реформу костюма, обусловленную изменившимся образом жизни. Это создание практичной, не стесняющей движений одежды, упразднение корсетов, укороче ...
Законы культурно-исторического движения
И Данилевский вводит эти законы:
Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологич ...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
