Сакральный аллегоризм – художественное направление средневековой художественной культуры, отражающее религиозную художественную концепцию и повествующее о священной истории мироздания (господствующая тема – жизнь и мученическая смерть Христа).
Сакральный аллегоризм противоположен античному мифологическому реализму и выдвигает сверхъестественное и потустороннее, внушавшие религиозный трепет. В античном же искусстве самые необычные вещи происходят совершенно естественно.
Для средневекового художника мир двухмерен, плосок. Картина представляет не одно, а несколько состояний, передающих последовательность действия. События происходят во времени, которое передается через пространство. Некоторые сцены, разделенные во времени, оказываются совмещенными.
В средневековой художественной культуре земной мир есть символ мира сверхчувственного; духовное качество, утверждаемое искусством, - благочестие. Все явления рассматриваются средневековым художником в свете глобального конфликта добра и зла. История мира предстает как единый всемирно – исторический спектакль спасения. Сакральный аллегоризм отнимал у героя волю к действию и передоверял ее Богу; человек трактовал как существо страдательного залога.
В каждом виде искусства Средневековья имелись свои приоритетные формы: в литературе – это жития святых, в архитектуре – собор, в живописи – икона, в скульптуре – изображения Христа, богоматери и святых. Художники сделали «фотогеничным» потусторонний мир (ад, чистилище, рай), подготовив тем самым творения Данте, стоявшего на рубеже Средневековья и Нового времени. Сверхъестественное и мученическое – два столпа, на которых зиждется эстетическое здание сакрального символизма как художественного направления.
Другая информация:
Скульптура
Наиболее обширную ветвь искусства древнехристианского периода составляет фресковая живопись. Скульптура же находила применение в то время не столь широкое. Это явление обратное тому, что можно наблюдать в греко-римском искусстве - там ску ...
Культ личности
Культ общества в конечном итоге ниспровергается властью отдельной личности, т.е. сменяется культом личности. Это значит, что общество становится средством достижения целей, которые навязываются ему властью. Таким же средством, каким для о ...
Инкунабулы обладают некоторыми специфическими особенностями
Назовем некоторые из них. Во-первых, в сфере их производства еще не было разделения на издательскую и типографскую деятельность. То есть один и тот же человек задумывал и финансировал издание, организовывал печатание его и, в большинстве ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII