Композиционные идеи Вс.Э. Мейерхольда

Великая культура » Композиционное построение культурно-досуговых программ » Композиционные идеи Вс.Э. Мейерхольда

Страница 2

2. Еще одно открытие Мейерхольда – особенность визуального восприятия зрителем зеркала сцены.

В изобразительном искусстве каждый художник знает, что диагональ, проведенная из левого нижнего угла картины, воспринимается, как восходящая, а проведенная из левого верхнего угла к нижнему правому – как нисходящая, и учитывает эту особенность в композиции изображения. Сцена предполагает зрению объемное пространство, где кроме вертикально расположенного «зеркала» сцены, есть еще и горизонтальный планшет сцены, который может быть истолкован, как проекция «зеркала» на плоскость. Поэтому движение от левой стороны портала к правому краю задника воспринимается как подъем, взлет, а движение от левой стороны задника к правой стороне портала – как спуск «обвал» в сторону зрительного зала.

3. Приемы повтора и вариации в пластической композиции спектакля Мейерхольд опробовал еще до своего увлечения «биохимикой», в своих петербургских постановках.

4. Локальные движения на фоне статистики – прием, позволяющий выделить из числа других какое-то отдельное движение, привлечь к нему внимание зрителя. Известно, что большой двигательной активности человека воспринимается только общая картина движения, тогда как составляющие его элементы (особенно мелкие) вниманием не фиксируются. Однако если тело статично, то даже малое движение одной его части (только руки, головы, но и одного пальца или бровей) привлекает внимание, как бы поданное «крупным планом», и приобретает особую значимость. Разрабатывая идею «локального движения» применительно к мизансцене со многими участниками, Мейерхольд ввел в режиссуру практику прием движения одного персонажа на фоне полной неподвижности остальных присутствующих на сцене. Из этого опыта родился также прием встречного движения по параллельным линиям: скорость движения каждого персонажа на фоне противоположно направленного движения как бы возрастает.

5. Другим способом укрупнить движение является прием «пластического аккомпанемента», основанный на использовании механизма двигательной деятельности человека. Мейерхольд пришел к мысли, что небольшие движения актера видны только зрителю первых рядов, но такая закономерность, естественная для бытового движения, не выгодна для сценической пластики. Так родился девиз: «жест руки переходит в жест тела». То есть, надо выявить, сделать видимыми все вспомогательные, сопутствующие, «аккомпанирующие» жесту движения тела. Это освободит актера от необходимости все время ориентироваться на зрительный зал: благодаря «пластическому аккомпанементу» зритель, сидящий в любом конце зала, сможет увидеть все движения и даже угадать, что делает актер, стоящий к нему спиной. Конечно, в этом приеме содержится момент преувеличения двигательной схемы, когда движение приобретает почти утрированные формы.

6. Прием «отказного движения» он же просто «отказ» (или бекар), был позаимствован Мейерхольдом из актерской техники «commedia dell’arte» которую он специально изучал. Многим движениям человека предшествуют обратно направленные, без которых их невозможно совершить. Например, что бы подпрыгнуть (вверх), надо сначала присесть (вниз), что бы ударить молотком по гвоздю (вниз), надо сначала им замахнуться (вверх), и т.д. Идея Мейерхольда состояла в том, что бы использовать такое «отказное движение» для подчеркивания переломных моментов в двигательном действии – при переходе от статики к движению, при смене положения тела и тому подобное. Особенно эффективным этот прием оказался для момента начала движения: он как бы смягчал резкость перехода от позы к движению, связывал вместе две части двигательного действия в одну пластически завершенную композицию.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Просвещение
Самое показательное культурное явление XVIII века, давшее название эпохе, – Просвещение. Этот термин, впервые употребленный Д. Милтоном в поэме «Потерянный рай» (1667) и окончательно утверджившийся после статьи И. Канта «Что такое Просвещ ...

Стиль Шанель
Много лет Коко носила форму – сначала пансионерки, затем – продавщицы. Может быть, поэтому она мечтала одеть всех женщин элегантно и оригинально. А возможно, выбор ее стиля определил тот период ее жизни, когда она фактически была содержан ...

Харизма и Воскресение
Западному обществу, очищенному огнем пережитой катастрофы будет ниспослана новая благодать (харизма), а вместе с ней - воскрешение и высвобождение новых творческих сил. Народы Запада войдут в конструктивный период новой - более интегралис ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru