Композиционные идеи Вс.Э. Мейерхольда

Великая культура » Композиционное построение культурно-досуговых программ » Композиционные идеи Вс.Э. Мейерхольда

Страница 1

Режиссура заявила о себе, как особом виде искусства, в конце 19-го века, и была признана таковым в самом начале 20-го. Всеволод Мейерхольд начал осваивать режиссерскую профессию в 1902 году, когда возглавил, созданную им труппу и за три сезона поставил 170 спектаклей.

С 1905 года начались его эксперименты в области композиции. Первым таким опытом были постановки в театре-студии на Поварской. Для эго ему понадобилось проделать гигантскую работу: сначала на практике пройти, «прожить» всю историю европейского тетра в постановках пантомим, арлекиниад, драматургии классицизма и романтизма, опер и балетов, а затем извлечение из этого опыта композиционной закономерности примерить к требованиям режиссерского искусства своего времени. Мейерхольд, захваченный волной социального и культурологического радикализма, захлестнувший страну в годы революции, решил, что весь его опыт должен быть направлен на достижение только одной высокой цели – на создание принципиально нового театрального искусства, призванного полностью заменить старый, «отживший» театр психологического реализма. Так родились идея «Театра социальной маски» и концепция «Биомеханического актера», которые не только сами оказались не долговечными, но и роковым образом повлияли на оценку всех открытий Мейерхольда в области сценической композиции и на их дальнейшую судьбу.

Что же касается слова «биомеханика», то, как выяснилось, в нем нет ничего дурного – этим термином в биофизике называется учение о механических свойствах живых тканей, органной. Эта серьезная научная дисциплина, данные которой используются во многих областях науки и практической деятельности, в том числе в театральной педагогике наших дней.

В 20-е годы термин «биомеханика» связывали с теорией американского психофизиолога Джеймса, исследовавшего механизмы условных рефлексов. Его нестандартный подход к проблеме увлек Мейерхольда, искавшего противовес системе Станиславского. В полемическом задоре он окрестил «биомеханикой» метод воспитания актера. Актеры, вышедшие из студии Мейерхольда, отличались от окончивших другие школы, разве что более высоким уровнем физической подготовки, спортивной тренированностью, но никак не способами существования в роли. В конце 20-х годов Мейерхольд прекратил дальнейшую разработку «биомеханики». Дело в том, что разработанные им упражнения лишь представлялись направленными на поиск новой актерской техники. Главный же смысл этих упражнений заключался в исследовании вопросов пластической композиции в сценическом искусстве. Как только Мейерхольд сам для себя решил эти вопросы, упражнения стали ему не нужны. Какие же законы, правила и приемы пластической композиции действия разрабатывал Мейерхольд?

1. Закон контраста общий для всех искусств, Мейерхольд, применительно к сценическому действию толковал, во-первых, как контраст движения и статистики, используемый для построения мизансцен каждого эпизода. Далее, он использовал контрастные характеристики движения: временные (контрасты скоростей) и пространственные (контраст направлений движения – концентрического и эксцентрического). По законам визуального восприятия, проверенные опытным путем, концентрическое движение (то есть направленное от периферии к центру и сверху вниз), кажется сжимающимся, сворачивающимся, «закрывающимся» от внешнего мира и несвободным от его давления, вследствие чего у зрителей возникает эмоциональное ощущение отчетливо негативного свойства. Тогда как движение эксцентрическое (направленное от центра и снизу вверх) ассоциируется с раскрытием, освобождением, облегчением, что вызывает светлые, положительные ощущения в зрительном зале. Направленность движения к центру или от центра влияет не столько на внутреннее самочувствие актера, сколько на эмоциональное восприятие мизансцены зрителем, - что для режиссера гораздо важнее, так как дает возможность обеспечить необходимую для реализации его замысла зрительную реакцию на каждый конкретный момент сценического действия. Так был установлен один из законов пластической композиции спектакля.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Преобразование России и основание империи
На север, в сторону Невы, в сторону новой столицы Российской империи обращена фигура Петра I, в порфире, увенчанного лавровым венком со скипетром в правой руке. Над Петром, с левой стороны, возвышается фигура Гения в образе ангела - симв ...

Начальный период работы
Когда было решено увековечить столетний юбилей Государственного совета написанием картины, специальная комиссия под руководством В.К. Плеве остановила свой выбор на И.Е. Репине. Илье Ефимовичу исполнилось к тому времени 56 лет. Он находил ...

Мятеж или вторжение
Многие ученые не удовлетворены изложенными выше гипотезами и ищут ключи к тайне в политической экономической и социальной структуре общества майя. Известно, что в позднеклассический период росли города и усиливались региональные различия. ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru