В России кинопроизводство приняло постоянный характер, начиная с 1908 года. Был налажен импорт, и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские предприниматели начали в 1907—1909 годах, причем сразу же достигли внушительных результатов: первый фильм оператора А. Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин») обошел всю страну со специально сочиненной М. Ипполитовым-Ивановым музыкой, записанной на граммофонную пластинку. Тот же Дранков снимал Л. Н. Толстого в Ясной Поляне и даже договаривался с великим писателем о написании киносценария. Толстой обещанного сценария не написал, но вскоре в кинематограф пришли Л. Андреев, А. Куприн, В. Брюсов, А. Амфитеатров, Е. Чириков и другие писатели. А кинематографисты буквально набросились на русскую классическую литературу: можно с уверенностью сказать, что все известные романы, песни, рассказы, стихотворения и даже романсы были экранизированы.
Первые русские фильмы заимствовали сюжеты из классической литературы и русской истории. Содержание таких картин было хорошо известно большинству зрителей, а, стало быть, не нуждалось в последовательном изложении на экране и дополнительных пояснениях в титрах. Такие картины можно назвать киноиллюстрациями известных сюжетов. Вначале это были наивные коротенькие сценки, рассчитанные на узнавание зрителем литературных героев. Ярким примером тому является первый русский игровой фильм «синематографического ателье» А.О. Дранкова «Понизовая вольница» (или «Стенька Разин»). Он являл собой экранизацию известной народной песни. Фильм состоял из 6 сцен и 7 надписей. Выходу на экран фильма о Разине предшествовала широкая реклама. Персонажи «Мертвых душ» с поклонами группировались вокруг бюста Гоголя, фабула «Идиота» была втиснута в 15-минутную картину, а «Псковитянка» (с участием самого Шаляпина) — в несколько слабо связанных эпизодов. Но уже в 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Василием Гончаровым. Большое историческое полотно, заслужившее международное признание. «Оборона Севастополя» снималась на подлинных местах сражений, и удачно сочетала игровые сцены с документальными, А к 1914—1915 годам появились вдумчиво построенные и выразительно оформленные и сыгранные «Дворянское гнездо», «Бесы», «Война и мир». Лучшим дореволюционным фильмом можно считать «Пиковую даму» режиссера Я. Протазанова с артистом И. Мозжухиным в роли Германа. В картинах «Трёхсотлетие дома Романовых» и «1812 год», широко использовался опыт живописи Верещагина, Репина, Маковского, Кившенко.
Еще плодотворнее было обращение кинематографа к театру: участие в фильмах корифеев театра — В. Комиссаржевской, В. Юреневой, К. Варламова, М. Чехова, А. Коонен и других — сблизило молодое киноискусство с великой театральной традицией России. В 1912 году в прокат выпускается первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича, который также развивает искусство использования спецэффектов в игровом кино и добивается в этом значительных успехов.
Русское кино с каждым годом увеличивало количество выпускаемых фильмов и довело его до 500 в 1916 году, тем самым став в один ряд с ведущими кинематографическими державами. Основную роль в завоевании мирового авторитета играли, конечно, художественные достоинства фильмов.
Манила и загадочная российская земля, вольно раскинувшаяся в двух частях света, огромная, непохожая, прельщала пестротой, перепадами, контрастами. Ледяные торосы в ночных сполохах северного сияния и вечнозеленая Колхида, омываемая теплыми водами Черного моря. Дремучие, заповедные лесные пущи у западных границ и причудливые, как на гравюрах японца Хокусаи, сопки у Тихого океана. Поистине было, что снимать для кинематографа на этой земле! Россия могла дать новому зрелищу богатый материал для хроники и видовых картин.
Даже сам император увлекается фотографией, разрешает снимать себя и киноаппаратом, хотя о кинематографе порой высказывается неодобрительно. Тем не менее, в семейной переписке часты упоминания о киносеансах, просмотренных лентах.
Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46. В 1913 году в России работает 1412 кинотеатров, из них 134 — в Петербурге и 67 — в Москве.
Все большую популярность приобретали актеры. Подлинными звездами стали Иван Мозжухин, Вера Холодная и первый русский продюсер А. Ханжонков. Тем неимение системы проката еще не существовало, владелец аппарата приобретал некоторое количество лент и колесил по городам и весям с одной программой, покидая очередной населенный пункт, как только падали сборы.
Другая информация:
Фрэнк Гери
Фрэнк Гэри родился в Канаде, в 1929 году, хотя биографы часто называют его стопроцентным американцем. В период с 1950-го по 1960 год он заканчивает университет в Лос-Анджелесе и устраивается на работу. Через год, выполнив почетную воинску ...
Изобразительное искусство
В 18 веке во Франции зародился новый художественный стиль – классицизм. Название" классицизм" буквально можно перевести как «основанный на классике», «образцовый». Его возникновение связано с переменами в политической жизни и фи ...
Идеалистическая культура
Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII