Кто вознесен на пьедестал

Великая культура » История создания памятника "Тысячелетия России" » Кто вознесен на пьедестал

Страница 3

Во время работы молодой художник проявил себя отличным организатором. "Я прибег за помощью ко всем известнейшим нашим историкам и писателям, которые не отказали мен в простом содействии, - вспоминал Микешин. - Я просил к себе вечером по четвергам, и тут-то, в этой закопченной мастерской, прибывало у меня много интересных и почтенных личностей, заводились жаркие споры о достоинстве того или иного исторического лица…" мастерская Микешина превратилась по существу в место общественных дискуссий о прошлом и настоящем России. Среди ее посетителей были историк Н. И. Костомаров, филологи Ф. И. Буслаев и И. И. Срезневский, слависты Н. В. Клачаев и М. А. Максимович, писатели А. Н. Майков, Я. П. Полонский, И. С. Тургенев и другие. В выборе персонажей памятника отразилась не только официальная, но и демократическая оценка национального наследия. Прогрессивные воззрения Микешина особенно проявились при составлении списка героических лиц для изображения на горельефном фризе. Отдавая дань официальным требованиям, художник старался ввести в ряд персонажей как можно больше лиц, известных народу, имевших действительные заслуги перед Россией. Не случайно уже в первоначальном варианте проекта автор попытался заменить родоначальника царской династии Михаила Романова фигурой первого законодателя Руси Ярослава Мудрого, княжившего в Новгороде. Показательно, что Микешин не ввел в список образ Ивана Грозного, который был для демократов олицетворением деспотии.

Некоторые лица, представленные Микешиным в проекте, были исключены. Это были такие деятели, как Адмирал Ф. Ф. Ушаков, живописец А. А. Иванов, поэт А. В. Кольцов, основатель русского театра И. А. Дмитревский. Но и после утверждения списка Микешин осмелился ввести в горельеф образы Гоголя, и Шевченко, что вызвало резкую реакцию властей. Тогда художник обратился к императору с письмом, в которых отстаивал услуги обоих писателей перед народом. Сама идея увековечить образ недавно скончавшегося бывшего ссыльного Шевченко была тем более вызывающей, что ни Александр II - освободитель крестьян, ни его предшественник Николай I не фигурировали в памятнике. В итоге имя Шевченко было исключено из списка, имя Гоголя разрешили оставить, но в последний момент приказали включить в горельеф фигуру Николая I.

Пока в Петербурге отливали скульптуры (вес бронзовых частей превышал 65 тонн), по Волхову подвозили тридцатитонные плиты серого сердобольского гранита для пьедестала. Под фундамент был вырыт глубокий котлован, забито несколько сотен шестиметровых свай. Огромный объем работ выполнялся в короткий срок по сравнению с небольшой механизацией труда. В сооружении памятника участвовали тысячи простых строителей, руками которых замыслил Микешина был претворен в жизнь.

Торжественное открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года. Парадный момент этого события запечатлел учитель Микешина, профессор Академии художеств Б. П. Виллевальде на картине, которую можно видеть в одном из залов Новгородского музея. Сохранилась и старая фотография, на ней открытие зафиксировано документально. Художественные достоинства монумента вызвали дискуссии в прессе. Противники Микешина считали памятник "доказательством упадка художества в настоящее время", другие ценители называли автора проекта "лучшим современным художником России". Такие противоречивые оценки во многом отражали переломный этап в области монументальной русской скульптуры. Академические каноны мешали развитию реалистического искусства. Мифологическая тематика, идеализация, аллегоричность образов были слишком далекими от жизни. В свою очередь становление реализма у художников шестидесятых годов нередко сопровождались чрезмерной описательностью, внешней иллюстративностью. В художественном решении памятника Тысячелетию России отразились характернее особенности монументальной скульптуры того времени.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Отличительные черты отечественного кино советского периода
Наше кино, с первых еще, дореволюционных своих шагов, как и в последующие советские времена, развивалось совершенно неоднолинейно, разнонаправлено, в широком диапазоне. Протазанов и Эйзенштейн, Пудовкин и ФЭКСы, Медведкин и Калатозов, Пыр ...

Методы эстетических исследований
В настоящее время ещё не существует специальных работ, посвящённых анализу методов эстетического исследования, но в содержании и в направленности эстетических работ можно отметить рассмотрение таких методов, как субъектный или объектный, ...

Рыцарский романтизм
Рыцарский романтизм – художественное направление искусства Средних веков, освещающее светскую историю широко понимаемой современности (события эпохи; важнейшая тема – рыцарский долг, подвиги во имя веры и сюзерена, церкви и короля). Эта т ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru