Михаил Осипович Микешин родился в 1836 году (по другим данным - в 1835 году), в селе Максимовка Смоленской губернии. Знакомство юноши с искусством произошло в иконописной мастерской, а местный помещик, заметив способности Михаила к рисованию, увез его в Петербург. Микешин успешно выдержал все испытания и был принят в Академию художеств. Он учился в батальном классе у профессора Б. П. Виллевальде, а уже в студенческие годы имел репутацию хорошего рисовальщика и живописца, чьи исторические и батальные картины не раз отмечались медалями. В 1858 году Микешин окончил Академию с большой золотой медалью и получил право на шестилетнее совершенство своего мастерства за границей на казенные средства. Но художник не только не воспользовался этим правом, но и оставил батальную жизнь - настолько увлек его объявленный конкурс на лучший проект памятника тысячелетию России.
Замысел Микешина отвечал условиям конкурса. Шесть эпох русской истории (появление государства, принятие христианства, победа на Куликовском поле, централизация русского государства, начало царской династии Романовых, петровские преобразования) были персонифицированы в образах государственных деятелей от Рюрика до Петра. Такая периодизация русской истории была условной, но и она отражала исторические представления XIX века. Автор проекта расположил шесть скульптурных групп у подножия огромного шара - державы, символа власти. Венчало шар аллегорическое изображение России. Вся композиция памятника по форме напоминала колокол. В этом решении привлекала торжественность и наглядность, даже иллюстративность, доступная простому люду. Проект Микешина выгодно отличался от проектов других авторов, предлагавших варианты скульптур, выполненных в холодной академической манере. Правительство пропагандировало монумент как народный памятник. Уже ходили слухи о скором освобождении крестьян. Была открыта подписка на сооружение памятника. Предполагалось, что начинание станет всенародным. Пожертвования действительно носили массовый характер. Считалось, что если каждый житель империи даст хотя бы по копейке, то получившейся суммы станет достаточно для покрытия расходов. Но в нищей крепостной России удалось собрать менее ста тысяч рублей, и недостающие деньги выделило государственное казначейство.
Открытие памятника назначалось на август 1862 года. Времени для исполнения грандиозного монумента осталось очень мало. Отдельные поправки и уточнения делались и до окончательного утверждения, и в ходе работ. Наиболее важной была отмена отдельных медальонов и рельефов пьедестала сплошным горельефным фризом с изображением знаменитых деятелей отечественной истории и культуры. Это расширило содержание памятника и обогатило его пластическое воплощение. Перед Микешиным стояла необычайно трудная задача. Молодой художник, полный энергией и энтузиазмом, обладал богатой творческой фантазией, волевыми качествами. Но, живописец по образованию, он не имел опыта работы в скульптуре, и основы лепки стал изучать уже создавая композицию памятника. Большую помощь Микешину оказал вольноприходящий ученик скульптурного класса И. Н. Шредер.
Иван Николаевич Шредер (1835-1908), впоследствии известный как автор памятника адмиралу И. Ф. Крузенштерну в Петербурге, в конце 1850-х годов только начинал учиться скульптуре. Воспитанник Пажеского корпуса, он отказался от военной карьеры и занялся ваянием, посещая скульптурный класс профессора Н. С. Пименова. Микешин увлек своего сверстника идеей монумента. Шредер был не только ближайшим помощником, но и основным исполнителем его замысла. Скульптор вылепил конкурсный эскиз памятника и модель в 1/5 натуральной величины, а затем выполнил более половины крупных фигур вокруг державы и часть горельефного фриза. Хотя Шредер не был признан официальным соавтором монумента, многие отзывались о нем, как о скульпторе, "вынесшем на своих плечах тысячелетний памятник". Кроме Шредера в исполнении гигантского монумента участвовали многие скульпторы. Фигура Рюрика была заказана академику П. С. Михайлову. Три большие скульптурные группы - князя Владимира, Дмитрия Донского и Михаила Романова - делал известный скульптор академик Р. К. Залеман. Над рельефами фриза вместе со Шредером работали молодые скульпторы Н. А. Лаверецкий, М. А. Чижов и А. М. Любимов. Микешин сделал для них рисунок - эскиз горельефа светотеневой моделировкой фигур. Этот рисунок, созданный специально с учетом объема, облегчал ваятелям задачу воплощения замысла. Автор проекта участвовал в скульптурном исполнении, но главным образом он отвечал за сооружение памятника в целом, следил за соразмерностью частей, выполненных различными мастерами, пластическим единством монумента.
Другая информация:
Обзор проблем кризиса современной культуры в работе
по Освальда Шпенглера «Закат Европы»
Освальд Шпенглер (1880— 1936) — одна из самых драматических и противоречивых фигур в философии XX века; В работе "Закат Европы", которая стала почти бестселлером, он заглянул дальше своих современников, дав положительный импульс ...
Издатель А. С. Суворин
Одним из самых крупных петербургских издателей, начиная с 70-х гг. XIX в., стал Алексей Сергеевич Суворин (1834—1912).
В 1853 г., закончив учебу в Константиновском артиллерийском училище, вместо военной службы сдает экзамен на звание учи ...
Правила вежливости и приветствия
Японцы приветствуют друг друга поклонами. Поклоны могут быть как простым кивком головы, так и глубоким поклоном - до 90°. Всё зависит от социального статуса человека, которого Вы приветствуете. Например, если приходится приветствовать как ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII