Выступления Окуджавы начинают записываться на магнитофоны, и вскоре его песни узнает вся страна. Многомиллионная аудитория поэта складывалась в основном из людей, ни разу его не видевших, но ощутивших с ним прочный, доверительный эмоциональный контакт. Всплеск популярности авторской песни связывают прежде всего с творчеством Булата Шалвовича Окуджавы. Окуджава не изобрел новый жанр, но поднял его сразу на иной уровень музыкальных и поэтических достоинств, сохраняя атмосферу доверия, искренности, исповедальности. Наиболее характерной стороной поэзии Окуджавы является изысканная простота. Ей чужды громкие фразы и ложная многозначительность. Эти стихи-песни создают целый художественный мир, который принимает слушателя, и лечит, и радует, и успокаивает, и бодрит. https://blog.webset.tools как разместить баннер на сайте как разместить баннеры.
Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.
Лирика есть как бы концентрация, средоточие в максимальной степени родовых свойств искусства в целом. Смело можно говорить о том, что Б. Окуджава — и в прозе, и в поэзии, и в песенном своем творчестве — есть лирик из лириков. Его анализ своего собственного беллетристического творчества является классически точным воспроизведением принципов лирики. Есть у Окуджавы стихотворение, которое начинается так:
Зачем торопится в Сибирь поэт Горбовский?
Чтоб делать там с души своей наброски .
Да, это общий принцип его творчества. Окуджава полагал, что единственная задача художника — рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об окружающем: «Что бы я ни писал: стихотворение, повесть, песню, роман — всегда и везде я рассказываю о себе, не стараясь угодить ни своим поклонникам, ни противникам».
У поэта соперника нету
ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас - о себе.
Жизнь его стала легендой. Никакая магнитофонная запись не передаст всего богатства интонаций его чудесного голоса, хотя ничего выделанно-вычурного в его голосе, конечно же, нет. Стихотворения и песни Булата Окуджавы отражают большой мир существующих и во времени, и в пространстве человеческих ценностей, точнее было бы сказать — общечеловеческих ценностей.
В книге «Веселый барабанщик» (1964) было напечатано стихотворение, которое можно считать программным для всего творчества Окуджавы. Оно начинается так:
Не верю в бога и судьбу.
Молюсь прекрасному и высшему
Предназначенью своему,
На белый свет меня явившему .
Чванливы черти, дьявол зол,
Бездарен Бог — ему неможется .
О, были б помыслы чисты!
А остальное все приложится.
Вторая строфа кончается словами:
О, были б небеса чисты!
А остальное все приложится.
Третья завершается так:
О, руки были бы чисты!
А остальное все приложится.
Афористически точны в своей чистой, высокой доброй нравственности практически все его песни, какую ни взять, и можно было бы, любуясь, цитировать одну за другой.
Тот замечательный нравственный потенциал, который содержится в поэзии Окуджавы, в сочетании с природным умением автора донести до слушателя не только свою главную мысль, но и все оттенки настроения, позволяет воспринимать его песни как неподражаемо исполненные драматизированные сцены и миниатюры. Манера общения Окуджавы с читателями, слушателями — доверительно-исповедальная. Он не выступает, не исполняет, а беседует, разговаривает. «Мой дорогой», «а мы с тобой, брат», «давайте восклицать», «извините .», «пожалуйста .», «знаете .» — слова, выражения, казалось бы, необязательные и, как утверждали суровые критики Окуджавы, «совершенно лишние». Но, возможно, именно с них начинает устанавливаться в диалоге поэта со слушателями столь желанная атмосфера сердечности и непринужденности. В стихах Окуджавы часто присутствуют ирония и самоирония, уравновешивая несколько непривычное для песни столь откровенное выражение авторского чувства. Настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, назидательность, Окуджава проповедует простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии.
В начале его творческого пути нередко встречались попытки композиторов писать свою музыку на его стихи, имеются и пластинки с исполнением его песен профессионалами, но с годами эта мода стала отходить, потому что сравнение оказывается совершенно не в их пользу. Те вечные истины, которые исповедует Окуджава, внушаются им без тени грозной назидательности, но либо с мягким юмором, либо с подлинной грустью, либо с глубокой убежденностью. И всему этому чудесно соответствуют его мелодии.
Другая информация:
Миф как феномен культуры
Система мифа - некая универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе. В системе мифа закрепляются и регламентируются представления человека об окружающем мире, затрагиваются фундаментальные проблемы мироздания ...
Под ковром и за текстом
В процессе принятия решения соответствующая информация поступает в соответствующие инстанции в соответствующей форме. С кем нужно, проконсультируются, кого нужно, убедят. Таково искусство нэмаваси . (Точно такой же термин используют в сад ...
Выбор букета для невесты
Свадебный букет – важнейшая часть наряда невесты. Даже самый скромный свадебный бюджет предусматривает наличие букета у невесты. Это традиция, которая не зависит ни от времени года, ни от возраста жениха и невесты. Цветы на свадьбе должны ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII