Графика Н.Н. Жукова - это искусство, через которое предполагается разговор шепотом: "Этого нельзя забыть", "К недалекому будущему".
В 1943 году за серию рисунков о войне и иллюстрации к книге «Воспоминания о Марксе и Энгельсе» Н. Жуков был награжден Государственной (Сталинской) премией. В том же году его назначили художественным руководителем Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Художники-грековцы были разбросаны по разным фронтам, но студия не прекращала свою работу.
Пройдя всю войну на передовой, Н.Н Жуков не только изобразил, но и описал, что оставляли после себя озлобленные, убегающие фашисты.
Его сюжет "Убитые лошади" и приписка к нему:
"В 9.30 приехал в Могилёв. В пригороде, где были особенно сильные бои, зрелище ужасное. Попадаются брошенные на свалке до полусотни убитых и сгоревших лошадей, тут же повозки, зарядные ящики, трупы - все это уже начинает разлагаться. Тлеют и чадят догорающие дома. Потрясающая картина для возвращенцев. Ничего равного по впечатлению еще не видел".
Об этом он писал в 1944 году, когда работал в "Правде".
Карандаш стал главным оружием художника. Листовки, плакаты, карикатуры внесли свой посильный вклад в дело победы.
И вот грянула Победа! Военный журналист, график Н.Н. Жуков встретил радостную весть на австрийской земле. Вот его запись от 9 мая 1945 года:
"В три часа ночи проснулись от голоса бешеной пальбы. Бьют автоматы, зенитки. Суматошная пистолетная стрельба. Трассирующие пули, слышны перебежки. Стрельба в нашем районе, иногда выстрелы где-то совсем рядом. Все встревожены. Возникли разные предположения: восстание, облава на оставшихся в засаде фашистов или бандитов. Революция, десант. Стрельба становится страшно беспорядочной. Слышно уже в разных концах города. Все оделись, проверили пистолеты, вышли вниз. Там узнали от бойцов, что выступает Сталин. В комендатуре пошло оживление. Чистят, топят, жарят. Комендант нас поздравил с заключением мира".
Следующее испытание выпало на долю Н. Жуков в феврале 1946 года.
В составе делегации он был направлен на Нюрнбергский процесс. Его откомандировали вместе Борисом Полевым, автором "Повести о настоящем человеке".
Состоялся международный суд над идеологами фашизма.
Николай Николаевич пишет, что очень сильно волновался.
Ведь ему предстояло рисовать лица военных преступников.
Поначалу он занял место в первом ряду зала судебного заседания.
Откуда было ближе и удобнее разглядывать деспотов, затеявших мировое кровопролитие. Однако вскоре Жуков понял, что допустил серьёзный промах.
Бонзы Третьего Рейха вели себя неестественно под его наблюдательным взглядом, прикрывали лица. И пошёл он на военную хитрость - перебрался на последний ряд. Оттуда, вооружившись биноклем - подарок отца он стал музейным экспонатом - стал наблюдать за происходящим. Но, возникли осложнения, перевод текста, читаемого трибуналом, слушал через наушники.
40 дней работал художник на заседаниях Международного трибунала и оставил для истории 200 рисунков – документально-художественных характеристик главных военных преступников, их судей, обвинителей, защитников, свидетелей.
Эта серия работ художника – своеобразный драматический спектакль в рисунках.
Одновременно художник умудрился отправить письмо своей матери, подлинник которого дочь Жукова нашла недавно в архиве. Вот выдержка из письма: "Мамаша, художники здесь есть, но наши - Елецкие - самые лучшие".
Почему он о себе писал во множественном числе? Наверно потому, что одному человеку исполнить то, что совершил он в ходе судебного разбирательства, было просто не по силам. В данном случае довольно самокритичный человек мог позволить себе некое преувеличение.
Со временем Нюрнбергские рисунки по специальному заказу были серийными партиями перенесены на большие листы из серого картона.
Используя белую пастель, мастер графики и акварели представил зрителю военных преступников как неких призраков, которые выползают из тьмы.
Другая информация:
Становление и развитие кинематографа в России начала ХХ века
История кинематографа насчитывает более ста лет. За столь короткий отрезок времени искусство кино проделало грандиозный путь, «начинавшийся немыми фильмами и заканчивающийся, настоящим, высококачественным, цифровым кино». Обратимся к исто ...
Влияние экзерсиса классического танца на вырабатывание навыков техники ног,
культуры жеста и осанки
В каждом виде искусства техника исполнения и художественное исполнение танца имеет большое значение [30. с.43]. Эти качества могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы. Чтобы ...
Современная эклектика интерьера
Не хотелось ли вам иногда создать образ идеального, на ваш взгляд, человека, сочетая в нем совсем, казалось бы, несовместимые черты абсолютно разных людей? Вот так XX век вошел в историю искусств как век смешения стилей, то есть эклектики ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII