Наиболее обширную ветвь искусства древнехристианского периода составляет фресковая живопись. Скульптура же находила применение в то время не столь широкое. Это явление обратное тому, что можно наблюдать в греко-римском искусстве - там скульптура занимала наиболее видное место и преобладала над живописью. То, что скульптура в древнехристианском искусстве не заняла подобное место не случайное явление, оно находит объяснение в исторических условиях, в которых развивалось искусство древних христиан. Уже то, что пластика в греко-римском искусстве служила языческому культу и составляла его опору, должно было вызвать предубеждение против нее со стороны первых христиан. Но есть и внутренние причины, заключенные в самом характере скульптуры и живописи, по которым христиане должны были предпочесть живопись скульптуре.
Скульптура по сути своей подчинена миру материальному и выразить более или менее сложную мысль для нее трудно. Скульптура реалистична по своему содержанию. Живопись в меньшей степени подчинена ограничениям со стороны материального мира, она более способна к широкому раскрытию идей и вообще имеет более духовный характер. Вот почему христианство, как религия Духа, вступило в тесный союз с живописью.
Скульптура в виде статуй никогда не находила здесь значительного распространения. И только рельефные изображения в виде резных и литых икон, крестов, диптихов, складней, окладов дают понять, что православное искусство Востока не порвало окончательно всех связей со скульптурой. Чем дальше отходило христианское искусство от греко-римского, тем больше ослабевало в нем чувство скульптурной красоты. Но от древнехристианского периода мы имеем еще немало памятников скульптуры, отчасти в виде цельных статуй, отчасти в саркофагах.
Из статуй можно перечислить следующие: статуэтка Доброго пастыря из Латеранского музея в Риме – это высокохудожественное произведение ставится наряду с классическими. Несколько подобных статуэток находятся в Константинополе, Риме и Спарте, что подтверждает единство искусства древнехристианского периода как на Западе, так и на Востоке. Затем следует мраморная статуя римского пресвитера Ипполита. Некоторые ученые предполагают, что первоначально эта скульптура изображала языческого ритора, а потом была переделана. Такие случаи встречались довольно часто. Еще один образец древней скульптуры представляет статуя апостола Петра, которая находится сейчас в римском соборе Св. Петра. Статуя эта имеет христианское происхождение, она была сделана в Риме греческим художником.
Саркофаги – это вид обыкновенных гробниц из мрамора, порфира, терракоты и даже металла, продолговатой формы, размерами, немного превышающими размеры человеческого тела, с рельефными украшениями на лицевой стороне. Внутри саркофага полагался труп умершего. Этот обычай древние христиане переняли довольно рано, в первые два столетия. Но это не был широко распространенный обычай, в саркофагах тогда погребались только богатые и знатные лица. Происходило это по причине сравнительной бедности древних христиан и, к тому же, это было опасно – скульптор должен был делать саркофаг у всех на виду, в то время как живописец мог работать в катакомбах в относительной безопасности. Поэтому древние христиане мало занимались производством саркофагов. Если была необходимость, они покупали саркофаг у язычников и переделывали его по своим потребностям. Такое положение сохранялось только до 4 века. Признание христианства, дало сильный импульс христианскому искусству, в частности, содействовало распространению обычая хоронить мертвых в саркофагах. Их производство стало гораздо обширнее, и они получили христианский характер. До нас дошло немало памятников этого периода. Лучшая коллекция хранится в Латеранском музее в Риме.
Другая информация:
Литература
Литература западноевропейского Средневековья весьма разнообразна и по жанрам, и по имеющимся в ней течениям и направлениям. Всю эту литературу можно условно поделить на литературу на национальных языках и на латыни. К литературе на национ ...
Организация действия во времени
Театрализованное представление "Прощание с Масленицей" проводилось в последний день масленичной недели в прощеное воскресенье.
17 Марта 2002 года – один из первых весенних дней, когда после долгой зимы людям хочется выйти из до ...
Трансформация представлений о мире в культуре Китая
в XVII-начале ХХ века
Исторически переломным для Китая этапом его развития накануне ХХ века служат время царствования маньчжурской династии Цин (1644 - 1911). Синсханская революция, свергнув династию в 1911 г., открыла путь к революционным преобразованиям в ду ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII