Для того чтобы составить понятие о саркофагах и оценить их археологическую важность, необходимо познакомиться с общими приемами их орнаментики и характером тех изображений, которые здесь помещались. Наиболее видная часть саркофага – это его лицевая сторона, которую любили украшать художники. На ней, по всей длине, помещается ряд изображений христианского характера. Нередко поверхность этой стороны разделена на две части при помощи рельефного выступа и тогда там помещаются два ряда – верхний и нижний. Оба ряда высказывают одну и туже идею, а если художник хотел изобразить несколько независимых сюжетов, то он разделял поверхность при помощи вертикальных колонок, которые соединялись арками. Разделение на группы допускалось и при единстве основной мысли всех изображений саркофага.
В середине саркофага, в верхнем ряду помещался щит, поддерживаемый двумя гениями (мотив очень распространенный в искусстве), на щите полагалась эпитафия, в которой называлось имя умершего, число прожитых им лет, время смерти и т.д. Щит резко выделялся своими размерами. По сторонам щита и внизу располагались изображения религиозного характера. Содержание изображений на христианских саркофагах, кроме описанных выше, заимствуется из области символики. Можно встретить изображение символа Агнца в различных положениях, иногда четыре райские реки.
Для понимания того, как соединяются эти изображения на одном и том же саркофаге, выражают ли они одну строго определенную мысль, а также для ознакомления с композициями изображений, приведем описание замечательного саркофага, находящегося в Латеранском музее в Риме. Он был открыт под церковью Св. Павла и относится к концу 4 века. Середина саркофага занята бюстовым изображениями похороненных здесь супругов, вокруг них расположены изображения религиозного характера. В верхнем левом углу изображение Святой Троицы: Бог Отец изображен в виде зрелого мужа с благословляющим перстосложением, слева он него Сын Божий, создающий Еву из ребра Адамова, позади Святой Дух в человеческом образе, - это первая группа Вторая группа представляет Адама и Еву в Раю; справа – дерево, вокруг которого обвился змей с запрещенным плодом во рту; в середине между Адамом и Евой – Спаситель в образе юноши; правой рукой Он подает Адаму сноп пшеницы, как символ труда, на который обрекся первый человек через грехопадение, а левой рукой подает Еве ягненка – символ того, что она будет прясть шерсть и вообще заниматься домашним хозяйством, может быть, с указанием на нетленного Агнца-искупителя, который возьмет на себя грех прародителей. Внизу под этими двумя группами мы видим Богоматерь с Младенцем Иисусом, как Искупителем рода человеческого, за нею Иосиф, мнимый отец Спасителя; три волхва, как представители разных племен рода человеческого; приносят ему дары. Рядом с ними – чудо исцеления Спасителем слепого, как символ просвещения людей, находящихся во тьме.
Вверху с правой стороны саркофага – чудеса умножения хлебов, претворения воды в вино и воскрешение Лазаря, а под ними, в нижнем ряду, - предсказание об отречении Петра, причем изображены: Спаситель в виде молодого человека в тунике, с благословляющей десницей и свитком, апостол Петр в традиционном типе с курчавою бородой и волосами и петух, рядом взятие Петра под стражу и сцена изведения Моисеем воды из камня.
В середине под бюстовым изображением супругов помещен Даниил во рве львином; позади его находятся две неизвестные личности и справа пророк Аввакум, приносящий Даниилу хлебы. В целом, таким образом, мы видим здесь выражение важнейших моментов падения и искупления рода человеческого. Момент грехопадения рождает в художнике противоположные образы искупления; искупление является в виде рождения Спасителя и его чудес.
Другая информация:
Закат великой цивилизации, зарождение личности
Конец второго - начало первого тысячелетия до н.э. - это период упадка культуры древних царств. Например, "военное и политическое могущество Вавилонии, - пишет И. Клочков, - идет на убыль. Заметно уменьшилось население самого Вавилон ...
Новый год в Китае
В последний день старого года нужно наклеить новогодние парные надписи, поменять изображения Духов-хранителей на воротах. Новогодние парные надписи и изображения Духов-хранителей на воротах берут от иконы. В нём добрые пожелания на бумажн ...
Происхождение искусства
Человек раздавил пурпурную раковину, выжал сок из растения, растер мел, уголь, глину и раскрасил жилище, одежду, свое тело. Он отделил цвет от предмета. Он соединил различные цвета, стал чередовать цветные линии и формы. Он заговорил крас ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII