Наступление католической реакции способствовало кризису. Церковь небезуспешно пыталась восстановить частично утраченную безраздельную власть над умами, поощряя деятелей культуры, с одной стороны, и используя репрессивные меры в отношении непокорных – с другой. Так, многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения. Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного великолепия образов, он прибегал к широкому использованию приемов мастеров Ренессанса, но его артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты вычурности, рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на "подражание" натуре, а на "преображение" ее. Это направление получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным образом декоративные задачи. С ним связано развитие парадно-аристократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-парковая архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе – прежде всего творчество поэтов.
Среди основоположников маньеризма Якопо Понтормо (1494 – 1557) и Анджело Бронзино (1503 – 1572), работавшие в основном в жанре портрета. Однако маньеризм, несмотря на мощное покровительство церкви, не стал ведущим направлением в период Позднего Возрождения. Это время было отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев, относящихся к венецианской школе: Паоло Веронезе (1528 – 1588), Якопо Тинторетто (1518 – 1594), Микеланджело да Караваджо (1573 – 1610) и др.
Караваджо является основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII века. Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени, демократизмом. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта – караваджизм.
Последним из наиболее крупных скульпторов и ювелиров Италии был Бенвенуто Челлини (1500 – 1571), в творчестве которого отчётливо проявились реалистические каноны Возрождения (бронзовая статуя "Персей"). Челлини остался в истории культуры не только как ювелир, давший своё имя целому периоду в развитии прикладного искусства, но и как незаурядный мемуарист, талантливо воссоздавший портреты своих современников в книге "Жизнь Бенвенуто Челлини".
В 1542 году была реорганизована инквизиция и создан её трибунал в Риме. Церковь в Италии начала широко применять репрессии к инакомыслящим. Многие передовые учёные и мыслители, продолжавшие придерживаться традиций Ренессанса, были репрессированы, погибли на кострах инквизиции. Среди них великий итальянский астроном Джордано Бруно (1548 – 1600). В 1559 году папа Павел IV впервые издаёт "Список запрещённых книг", впоследствии неоднократно дополнявшийся. В числе подлежащих уничтожению книг было немало произведений гуманистической литературы Возрождения (например, сочинения Боккаччо). Так, к началу 40-ых годов XVII века в Италии закончилась эпоха Возрождения.
Другая информация:
Отдел доисторических древностей и памятников Римской Британии
Охватывает период от создания примитивных орудий труда до эпохи римского господства в Британии (5–1 вв. до н.э.): Бронзовые сосуды (5–4 вв. до н.э.), Двурогий шлем (1 в.), Бронзовое зеркало из Десборо (1 в.), Бронзовый щит (1 в.), уникаль ...
Книжная торговля во второй половине XIX века
Общий подъем хозяйства страны в результате проводимых реформ и капиталистического развития во второй половине XIX века, выразившийся в резком увеличении объема книжной продукции, сопровождался структурными изменениями в тематике книг. Наи ...
Столетний юбилей Государственного Совета
Помощник статс-секретаря Государственного совета В.И. Гурко вспоминал: «Заседания Совета отличались особой чинностью и даже торжественностью, в особенности общие его собрания, чему немало способствовала внешняя обстановка роскошного, худо ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII