Историко-эстетические основы и виды русского танца

Великая культура » Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца » Историко-эстетические основы и виды русского танца

Страница 3

Одиночная импровизационно-изобразительная пляска, обычно исполняемая девушкой, требует богатой творческой фантазии, высокоразвитой выразительности и тонкого художественного вкуса. Как правило, хор поет песню, повествующую о думах и судьбе девушки, а танцующая передает ее переживания. При этом пляска должна быть не иллюстрацией песни, а выражением внутренних ощущений исполнительницы. Блестящее описание такой пляски, которая под силу лишь особо одаренным художникам из народа, встречается у М. Горького в его «Детстве». Мужчины никогда не исполняют импровизационно-изобразительной пляски, и их одиночные выступления являются в основном демонстрацией техники и виртуозности, олицетворяющих смелость и отвагу.

Из русских танцев повсеместно распространены: кадриль с ее многочисленными разновидностями, ланце, метелица. Поразительно, что, взяв за основу форму английской (Лансье) и французской кадрили, с крестив их с танцевальными играми, русские наполнив её собственным содержанием и танцевальной техникой сделали кадриль национальным танцем.

Существуют кадрили из четырех, пяти, шести и более фигур. Исполняются они под песни или под гармонь, причем каждой фигуре обычно соответствует своя песенная мелодия [37 с.17].

Народная пляска, бережно сохраняя национальные традиции, все время находится в состоянии развития, связанного с особой одаренностью русского народа в этом виде искусства. Разнохарактерность мужской и женской народной пляски — героика первой и лиричность второй — исключает одностороннее развитие, а большие художники из народа, существующие поныне, постоянно ее обогащают и поднимают на новые ступени совершенства.

Народный былинный эпос сохранил много описаний древних русских плясок, причем сказители с исключительной яркостью передали манеру исполнения танца — «выходку», присущую отдельным лицам в зависимости от их пола и социального положения (например, былина о Садко).

В отличие от большинства западноевропейских государств, где народная пляска, попадая в среду правящих классов, обычно подвергалась полному видоизменению, в России до начала XVIII века она повсюду сохраняла свой основной рисунок, отличаясь лишь манерой исполнения.

Таким образом, русский народный танец или пляска, – не музейное искусство прошлого, и он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. До сих пор все его виды – хороводы, трепаки, переплясы – бытуют в народе. Сообразно с требованиями современной жизни содержание танцев творчески перерабатывается и дополняется народом. Все эти дополнения и видоизменения отражают сдвиги, происходящие в социальной, бытовой и культурной жизни общества [17 с.267].

Страницы: 1 2 3 

Другая информация:

Отдел восточных памятников
Экспонирует произведения искусства ближневосточных стран: керамика, стекло, резная кость 8–19 вв. – бронзовый кувшин из Мосула (1232), Стеклянная бутыль паломника из Сирии (ок. 1250), керамическая лампада из мечети в Иерусалиме (1549), ту ...

Идеациональная культура
В первой, "идеациональной" фазе в фокусе духовной жизни социума оказывается "сверхчувственная реальность" Божественного, которая априорно признается первичной, если не единственной реальностью вообще. Оказавшаяся под э ...

Поклон
Умение правильно кланяться – свидетельство хорошего тона и воспитания. Иностранцы, будучи чужаками, не обязаны кланяться и даже не обязаны знать, как это делается, но для японцев поклон является показателем соотношения статусов двух лиц, ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru