Историко-эстетические основы и виды русского танца

Великая культура » Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца » Историко-эстетические основы и виды русского танца

Страница 2

Древнейшим видом русских народных плясок культового происхождения являются пляски-игры, отображающие трудовой процесс [3. с.7], эти танцы, как правило, носили воспитательный характер и не исключали наличие шутки и иронии.

В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложил отпечаток земледельческий быт славян. На игрищах славяне не только совершали обряды, но веселились, и добывали себе жен. Об этих древнейших игрищах и обычаях славянских племен радимичей, вятичей и северян свидетельствует летопись: «…и браци не бываху в них, но игрища межю селы схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовьская песни и ту умыкаху жены собе…» [38. с.12]. Наиболее распространённой игрой для умыкания «девки» была игра в «Горелки».

Замечено, что даже у первобытных людей каждому труду соответствовал свой ритм, напев. Их танцы носили имитационный характер, отражая разделение труда между мужчинами и женщинами племени. Женщины не принимали участия в охотничьих плясках, так как охота – не женское занятие, но шитьё, вышивание, приготовление пищи и другие женские занятия были основой содержания танцев примитивных народов. Примечательно то, что история не сохранила в русских танцах аналогичных сюжетов.

Введение на Руси в конце X в. христианства повлекло за собой изменение в идеологической и культурной жизни государства, отразилось на жизненном укладе русского человека. Церковь вела борьбу с некоторыми языческими обрядами и народными традициями, складывавшимися веками, в частности с рудиментами «дионисийского культа», атрибутами которого были ряжение, маски, или мазанье лица, сопровождающиеся чрезмерным потреблением алкоголя и бесконтрольным весельем, переходившим в оргии. Подобные языческие праздники, игрища, обряды и сопровождавшие их песни, пляски заводимые скоморохами осуждались и преследовались церковью, они были объявлены «сатанинским прельщением». .[17. c.7]. Понимая, насколько сильны традиции и привычки в жизни русского человека, церковь не только боролась, но и была вынуждена приспосабливаться. Она сближала христианские праздники с языческими, давала имена христианских святых языческим божествам. Так, Перун-громовержец превратился в Илью-пророка, божество Велес в святого Власия и т. д.[17. c.9].

Развитие русского народного танца шло по трем основным линиям: хороводы, пляски импровизационного характера – трепаки и танцы, имеющие определенную последовательность фигур [37. с.15].

Хороводы в русском народном танце весьма многообразны. Их характерным признаком является сочетание движения большой массы участников с песней, а зачастую и с разыгрыванием в лицах содержания песни [37. с.15].

Русские народные пляски подразделяются на сольные и массовые. К массовым относятся пляски-игры, хороводы, а также всевозможные виды кадрилей.

Сольныё русские народные пляски в основном делятся на три вида: перепляс, парная и импровизационно-изобразительная пляски.

«Перепляс обычно исполняется мужчинами и является танцевальным соревнованием. После того как начавший пляску танцор проделает несколько виртуозных колен, его сменяет другой, стремящийся выполнить колена сложнее. Вслед за этим в пляс опять включается первый, снова усложняя движения. Перепляс рассматривается народом как поединок и исполняется с соблюдением нарочитой серьезности. Шуточные частушки, которые поет в это время хор, стремятся рассмешить танцующих. Если исполнители засмеялись, то они выходят из круга. Виртуозность мужской пляски достигает здесь очень высокого уровня; вся пляска требует большого мастерства и изобретательности» [3. с.10].

Парная пляска исполняется одновременно девушкой и парнем или супругами на второй день празднования свадьбы и состоит в том, что пляшущая «завлекает» своего партнера грациозными и кокетливыми движениями, а тот в свою очередь стремится покорить ее лихостью и удальством. Эта пляска, изобилующая импровизационными моментами, отличается яркой мимикой и большой выразительностью. Сопровождается она плясовой песней или игрой на народных инструментах.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

История Заринского районного краеведческого Музея
В начале шестидесятых годов прошлого века был образован оргкомитет, функция которого заключалась в том, чтобы организовать работы по созданию музея. Возглавил оргкомитет ветеран 3-х войн Макар Миронович Токарев [6]. Начинал он свою работу ...

Северное Возрождение
К началу XVI века Германия была крупнейшей составной частью Священной Римской империи. Она была страной, раздробленной политически и хозяйственно, но уже вступила в период заметного роста рыночных отношений и новых элементов в производств ...

Меровингское искусство
В Англии, Ирландии и Скандинавии, куда почти не дошла римская цивилизация, в VII—VIII вв. все еще преобладали варварские традиции и верования. Североевропейский орнамент состоял из спиралей, плетенок, узлов, образующих бесконечное кружево ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru