Как египетские жрецы пришли к идее пирамиды

Великая культура » Как египетские жрецы пришли к идее пирамиды

Страница 3

Говоря о том, что душа умершего жила в могиле, мы не преувеличиваем: архаический человек не мог представить себе смерть в нашем понимании, он считал, что душа живет вечно, но в разных домах. Сначала в теле одного человека, затем в захоронении или иттерме, затем снова может переселиться в тело (но уже другого, родившегося человека), и так до бесконечности. Одновременно душа после смерти уходит из этого мира в "страну мертвых", где она ведет точно такой же образ жизни, как и при жизни: питается, охотится, занимается хозяйством. Именно поэтому в могилу умершего клали его оружие, хозяйственную утварь, подарки, даже еду (а позднее у богатых - любимого коня, жену, наложниц);

Рассмотренные здесь архаические представления о смерти в почти неизменном или приспособленном (переосмысленном) для нового мироощущения виде переходят и в следующую культуру, культуру древних царств. Например, в Древнем Египте был широко распространен обычай и праздник "кормления покойников". Сохраняется и практика захоронения личного имущества умершего.

Однако кое-что меняется, причем существенно. Прежде всего представление об образе жизни после смерти. Хотя человек продолжает жить, точнее его душа, но сам образ жизни резко меняется, причем, как правило, в худшую сторону. В культуре древних царств смерть - это собственно жизнь после смерти как форма существования, имеющая определенное качество. Лучше всего живут Боги, они имеют все (власть, имущество и т.п.), и их образ жизни вообще не меняется. Это древние и называют бессмертием. Установили такой порядок сами боги:

Боги, когда создавали человека,

Смерть они определили человеку,

Жизнь в своих руках удержали.

Подобное представление - общее место для всей культуры древних царств. Но после смертный образ жизни понимается в отдельных регионах древнего мира по-разному. Наиболее драматично, как уже нами рассматривалось, в Вавилоне.

Достаточно трагично переживает смерть и грек гомеровской эпохи. Хотя умершие "и обладают памятью и пролетевшая жизнь стоит перед их глазами, но они лишены всякого сознания будущего и тем самым также и настоящего, определяемого будущим. Поэтому Одиссей видит умерших в подземном мире как тени, из которых ушло ожидание грядущего и тем самым жизнь".

Судя по косвенным данным, наиболее оригинальную концепцию после смертного бытия создали древние египтяне. Для них смерть - это период "очищения души", после чего человек возрождается для новой вечной жизни, причем жизни уже близкой к богам. В отличие от конечной жизни на земле, пишет наш египтолог Татьяна Шеркова, "человек умерший, Озирис имярек в мире богов вечно оставался юным, сопровождая солнечного бога Ра в его ежедневном движении по небесному своду в священной дневной лодке".

На идею очищения и возрождения египтян могло натолкнуть представление об отождествлении самых первых богов (Атума, Птаха, Омона, Ра) со стихиями, природой. В свою очередь, эти четыре первых бога создали как других богов (Озириса, Исиду, Сехта, Нефтиду), так и людей. Поскольку все природные явления (а для египтян это боги) повторяются и возобновляются, могла возникнуть мысль о смерти как о подготовке к рождению. Приведем два примера: миф о возрождении бога жизни и смерти, Нила и зерна Озириса и древнеегипетское истолкование астрономических наблюдений.

"Сначала изображения Озириса подвергаются захоронению, в то время как под речитатив жрецов происходит пахота и сев. "Сад Бога" затем поливают свежей водой из разлившегося Нила. Когда появляются всходы происходит благословенное возрождение Озириса. ". Теперь астрономическое истолкование. "В Древнем Египте "демонический" комментарий к изображениям на гробнице Сети подробно описывает как "деканы" (восходящие над восточным горизонтом через каждые десять дней звезды. - В. Р) умирают . и как они очищаются в доме бальзамирования в преисподней с тем, чтобы возродиться".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Эпоха Возрождения
Вернулись парики лишь в эпоху Возрождения в Англии. Знаменитая своими морскими победами, страстью к охоте и девственностью королева Елизавета I Тюдор очень рано начала лысеть. Придворные интриганы подозревали в ней чуть ли не гермафродита ...

Скульптура
Творческий подъем переживала и скульптура. Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма. Значительных успехов на пути обновления достиг Трубецкой П. П Широкую известность получили его скульптурные портреты Толстого, ...

Древнерусская литература
Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, ск ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru