Как египетские жрецы пришли к идее пирамиды

Великая культура » Как египетские жрецы пришли к идее пирамиды

Страница 6

Воплощение бога в человека нельзя понимать так, что бог теперь только в человеке. Ничего подобного: он и выполняет свои старые функции (например, как бог светит, дает жизнь, движется по небу), и одновременно может воплощаться и присутствовать еще во многих местах - в священных рощах, храмах, на праздниках, в статуях этого бога.

Воплощение бога не только делает человека необычным, обладающим божественными способностями (необыкновенными властью, силой, быстротой, умом и т.п.), но и создает вокруг этого человека особое излучение, некое энергетически-сакральное (нуминозное) поле, которое ощущают и другие, обычные люди и которым они проникаются. Особенно сильно это излучение и поле чувствуются на праздниках (мистериях), олимпийских играх, в ходе исполнения драмы. В. Гронбех, в частности, пишет: "Святость . пронизывает и наполняет все: место, людей, вещи и делает эту совокупность божественной. Эта все наполняющая святость составляет предварительное условие того, что людям могут сыграть и "показать" в драме". У древних египтян, вероятно, драмы еще не было, но ее с лихвой заменяли грандиозные мистерии и богослужения (точнее, встречи людей с богами в храмах и поклонение им).

Здесь имеет смысл сказать также несколько слов о роли искусства. Изображения и скульптуры богов воспринимаются человеком той эпохи не как изящные произведения и даже не как мимезис (подражание жизни), а как воплощения. Не случайно поэтому в беде люди часто обнимали изображения богов, чтобы на потерпевших перешли божественные благословение, сила и благополучие.

В принципе человек мог вызвать бога еще проще, а именно ритуально произнося его имя, но, конечно, бог, заключенный (воплощенный, присутствующий) в живописном изображении, статуе или героях драмы, более убедителен и телесно воспринимаем. "Не существует сценария и спектакля, - пишет Э. Кассирер, - которые лишь исполняет танцор, принимающий участие в мифической драме; танцор есть бог, он становится богом . Что . происходит в большинстве мистериальных культур - это не голое представление, подражающее событию, но это - само событие и его непосредственное свершение".

Последний сюжет посвящен древней онтологии времени или, может быть, бытия. То, что К. Хюбнер называет термином "архе" (исток, начало, основание), различая в связи с этим священное и профанное время, тесно связано с мироощущением человека культуры древних царств, по которому высшая ценность - прошлое, поскольку именно там боги создали человека и мир и установили законы, то есть заложили все основы бытия. С точки зрения человека этой культуры (если за него отрефлексировать онтологию времени-бытия), будущее втекает в прошлое через настоящее, а настоящее служит постоянному воспроизведению прошлого и его первособытий.

Воспроизводятся первособытия прошлого не только подчинением (следованию) законам и древним устоям жизни, но и путем буквального воссоздания их в культе и ритуале (как правило, в форме мистерии или богослужения), а также в "произведениях искусств" - в живописи, танце, скульптуре, драме. "Во всех мифических действованиях, - пишет Кассирер, - существует момент, в котором происходит настоящая транссубстантивация - превращение субъекта этого действия в бога или демона, которого он представляет . Так понятые ритуалы, однако, имеют изначально не "аллегорический", "подражающий" или представляющий, но непременно реальный смысл: они так вплетены в реальность действия, что образуют ее незаменимую составную часть . Это есть всеобщая вера, что на правильном исполнении ритуала покоится дальнейшее продолжение человеческой жизни и даже существование мира".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Представления китайцев о мире и древние народные культы
Союз и борьба Ян и Инь Представления древних китайцев о происхождении мира и устройстве Вселенной сводились к следующему. Вначале весь мир являлся хаосом, образованным из мельчайших частиц: светлых — Ян и темных — Инь. Постепенно светлые ...

Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира
Эпоха Возрождения означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма. Для философии это время стало своеобразным переходным периодом — от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания. Нача ...

Искусство
Характерное явление века – эфемерный расцвет рококо в архитектуре и живописи, театре и музыке, прикладном искусстве и литературе. Б.И. Пуришев дал замечательную характеристику рококо в литературе, которую можно распространить на все други ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru