Итак, следует признать, что философско-мировоззренческая критика основ современной цивилизации, поставившей в центр бытия обладание и покорение природы, началась давно. Такая критика возникла не из-за осознания опасности экологической ситуации, глобальных проблем, а из-за того, что философы видели измельчание личности, разорвавшей связи с бытием и оказавшейся в плену у актуально данного, существующего. Осознание кризиса личности, человека, мечущегося между знанием и верой, существованием и сущностью, не привело, однако, к возвращению человека к бытию, стабильности, целостности.
«Состояние, которого человечество достигло в настоящее время, является совершенно уникальным, — пишет ученый-каббалист, профессор онтологии и теории познания (философия PhD, биокибернетика MSc) Михаэль Лайтман. — Я встречался с учеными, с философами, с людьми, занимающими самые передовые и высокие позиции в научной области, и они говорят о том, что смотрят на наш современный мир как на нечто поистине угрожающее всему человечеству. Человечество потеряло контроль и способность понимать, в каком направлении оно развивается. Нам осталось буквально несколько лет, чтобы прийти в своем развитии к такому состоянию, когда мы ощутим себя на краю страшной пропасти — в сфере общественных проблем, экологических проблем, в области культуры, воспитания, просвещения, и также в науке»
Переживаемый в настоящее время технологический бум предоставляет человеку широчайшие возможности. Так, биотехнология открыла нам доступ к рычагам создания. Теперь мы можем осуществлять эффективное медикаментозное лечение новыми препаратами и, напротив, причинять вред, уничтожать. Только в уходящем веке мы были свидетелями разрушительных способностей различных технологий. Но часто техника, даже не предназначенная для разрушения, оказывается деструктивной или неоправданной.
Никакое количество мудрости или техники не сможет поддержать системы ценностей, которая не способна воспрепятствовать проявлениям эгоизма и зла.
Наука нейтральна. Это система, ряд теорий, которые могут быть использованы во благо или во вред. Однако нельзя не согласиться с тем, что сама по себе она представляет собой поиск, а не абсолютную систему. При всей нашей восприимчивости к достижениям техники, мы не должны забывать нашей высшей цели. Иными словами, научная мудрость имеет дело с тем, что такое мир, а духовная мудрость – с тем, для чего мир существует и как он влияет на жизнь человека. Поэтому истинная наука и истинная религия — суть две стороны одной монеты.
До сих пор проблемы человеческого сознания рассматривались исключительно в сугубо рациональном ключе. Но сфера иррационального, с его вариациями и возможностями, практически не представлена в научно-философской литературе, о ней до сих пор известно очень мало. Вследствие этого возникло множество различных спекуляций, не основанных на конкретном материале, без разбора теоретических оснований, истории проблемы, ее корней.
Сегодня, когда рухнули многие идеологические системы, человек, утратив смысл жизни, программу бытия, теряется в поисках духовной опоры среди массы паразитирующих на проблемах духовности необразованных людей, сводящих этот поиск лишь к решению бытовых проблем. Поэтому сейчас наблюдается некоторый возврат человека к религии, но это не возврат к прежней форме, существующей в прошлом, когда вслед за иудаизмом получили развитие христианство и ислам, и религия занимала значительное место в жизни человека.
Другая информация:
Кинематограф на Алтае
Первые сеансы кинематографа в Сибири состоялись конце 1896 г. в Тюмени и в Новониколаевске; в январе 1897 г. - в Омске и Томске, а в марте - в Красноярске и Иркутске.
О барнаулъской премьере кинематографа сохранилось свидетельство в газе ...
Языческие корни 1 мая
Подавляющее большинство белорусских и российских граждан, которые выйдут на первомайские демонстрации, вряд ли представляют себе, что, по сути дела, являются продолжателями языческих традиций.
Три тысячи лет назад жители Древней Италии п ...
Особенности гуманизма в Нидерландах
Развитие культуры в Нидерландах XV-XVI вв. отличалось значительным своеобразием. Процессы, характерные и для других стран Западной Европы, осложнялись здесь резкими переменами в исторической обстановке, особенно чувствительными для культу ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII