Развитие культуры в Нидерландах XV-XVI вв. отличалось значительным своеобразием. Процессы, характерные и для других стран Западной Европы, осложнялись здесь резкими переменами в исторической обстановке, особенно чувствительными для культуры небольшого региона, неравномерностью утверждения нового в различных областях творчества, противоречивыми результатами взаимодействия национальных традиций и многообразных зарубежных культурных влияний.
В конце XV – начале XVI века, уже под прямым влиянием итальянского гуманизма, процессы ренессансного обновления начинают захватывать в Нидерландах широкий круг явлений культуры. Здесь особенно часто возникают разнообразные культурные сплавы старого и нового. Сложные пути нидерландской культуры затрудняют периодизацию, общую для разных областей.
Подготовка почвы для гуманизма в Нидерландах в гораздо большей мере, чем в Германии, оказалась связана со школьной и издательской деятельностью «братьев общей жизни» — здесь они были многочисленнее и сильнее влияли на общество; единственный университет страны, основанный в 1425 году в Лувене, оставался прочным оплотом схоластики и ортодоксии, решительно отвергавшим подозрительные новшества в образовании. В середин 1470-х годов латинскую школу «братьев общей жизни» возглавил Александр Гегий (1433-1498). Он впервые в Нидерландах сделал попытку ввести в начальные знания греческого языка в школьное преподавание, утверждал необходимость изучать сочинения античных классиков как главные образцы правильной латинской речи. Гегий был характерной фигурой поры перехода к гуманистическим идеям и реформам. Через его школу прошел целый ряд гуманистов, в том числе Эразм Роттердамский и Муциан Руф.
Эразм демонстрировал, как необходима привлекательность знаний. Он утверждал, что успех в обучении и воспитании достигается уроками природы, разума и опыта и надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Он советовал наставникам развивать самостоятельность и активность детей, использовать элементы игры, принцип наглядности. Эразм создал неповторимую, индивидуально окрашенную педагогику, сочетающую редкое многообразие теоретических и практических рекомендаций с артистизмом их выражения. Она стала одним из выдающихся достижений гуманистической культуры эпохи и оказывала непосредственное влияние на педагогическую мысль Европы до середины XVIII века.
Другая информация:
Вторая половина хх века: становление национального
кинематографа
Те годы, которые мы отсчитываем с эпохи перестройки, являются прежде всего периодом мощного сдвига в нашем сознании. Как говорят китайцы: "Не приведи вам Бог жить в эпоху перемен!" И все же мы живем в эпоху перемен. А художник н ...
Структура и сущность ансамбля русского танца
Русскому танцу сотни лет, но в советскую эпоху он как бы переживает свою вторую молодость. Наряду с устоявшимися видами русского народного танца и традиционными формами его исполнения и построения возникают новые виды, создаются новые фор ...
Культура как общественное явление: понятие, сущность
Понятие «культура» в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных или телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ордин ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII