Литература

Великая культура » Культура Германии XIX в » Литература

Страница 1

Ура-патриотизм, наигранный оптимизм и сказочный характер целого ряда литературных произведений конца 19 в. образуют фон, на котором мы рассматриваем современную немецкоязычную литературу. Бунт против этих тенденций начался с возникновением натурализма и не прекращался до тех пор, пока нацисты не надели на литературу смирительную рубашку. Для всего этого периода характерно широчайшее экспериментаторство, когда многие писатели становились добычей того или иного литературного увлечения.

Немецкий натурализм имел предшественников во Франции и Скандинавии. Согласно тогдашним философским и естественно-научным теориям, личность определяли наследственность и среда. Писателя-гуманиста интересовала теперь прежде всего уродливая реальность индустриального общества, с его нерешенными социальными проблемами. Пристальное внимание к окружению выработало тонкую стратификацию речевых моделей.

В поэзии натурализм только расширил круг тем, наиболее типичным поэтом-натуралистом был А.Хольц (1863-1929); в области романа также не было сколько-нибудь ярких открытий. Однако столкновения разнородных персонажей, чья несвобода усугублялась детерминизмом, способствовали появлению ряда драматических произведений, не утративших своего значения. Венский драматург Л.Анценгрубер (1839-1889) первым выступил против социальных пороков своего времени. Впрочем, основной вклад в теорию и практику натурализма внесли северяне. А.Хольц и И.Шлаф (1862-1941) в пьесе "Семейство Зелике" (1890) своими добросовестными и в конечном счете скучными описаниями будничной жизни обозначили границы натурализма. Г. Зудерман (1857-1928) в "Родине" (1893) и других пьесах перенес на сцену социальную проблематику.

Непреходящую литературную ценность обеспечил своим произведениям Г. Гауптман (1862-1946), начавший как натуралист и неуклонно расширявший рамки своего творчества, вплоть до классицизма (пьесы на античные сюжеты), в чем он вполне сравним с Гёте. Ранние пьесы Гауптмана, вызывающие в памяти социальные драмы Х.Ибсена, - памятник человеческому страданию, которое он находил и в среде буржуа ("Одинокие", 1891), и среди рабочих ("Ткачи", 1892). В пьесе "Вознесение Ганнеле" (1893) наряду с натуралистическим планом наличествует символическая тенденция, представленная религиозными видениями умирающего ребенка. Историческая пьеса "Флориан Гейер" (1895) выявила ограниченность, поверхностность натурализма. Возчик "Геншель" (1898) и "Роза Бернд" (1903) - вершины драматургического мастерства писателя. Многообразие, присущее драмам Гауптмана, обнаруживается и в его повествовательной прозе ("Юродивый Эмануэль Квинт", 1910; "Приключение моей юности", 1937).

С появлением новаторских работ З.Фрейда центр тяжести в литературе сместился от социальных конфликтов к более субъективному исследованию реакций индивида на окружение и самого себя. В 1901 А.Шницлер (1862-1931) опубликовал повесть "Лейтенант Густль", написанную целиком в форме внутреннего монолога, и ряд импрессионистических театральных зарисовок, где сплавлены тонкие психологические наблюдения и картины деградации столичного общества ("Анатоль", 1893; "Хоровод", 1900). Вершиной поэтических достижений было творчество Д.Лилиенкрона (1844-1909) и Р.Демеля (1863-1920), создавших новый поэтический язык, способный ярко выразить лирический опыт. Г.фон Гофмансталь (1874-1929), соединив стилистику импрессионизма с австрийской и общеевропейской литературной традицией, создал необычайно глубокие стихи и несколько поэтических пьес ("Глупец и смерть", 1893). Огромную популярность снискал воссоздавший средневековую мистерию ("Имярек", 1911; "Зальцбургский большой мировой театр", 1922) и писавший для Р.Штрауса оперные либретто ("Кавалер Роз", 1911) Гофмансталь.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Японское мировоззрение
Российский психолог Б.Кочубей, обобщая данные зарубежных исследований, которым положило начало учение голландского психиатра Ван Хевена о функциональной специализации полушарий головного мозга, отмечает, что у представителей дальневосточн ...

Развитие казахского кино
Документальное кино. В настоящее время кинематограф и экранные технологии в целом в различных странах мира играют ключевую роль в формировании идеологических паттернов, потребительских ориентации и потребительской культуры. Построенная по ...

Мода 20-х годов
Равноправие, подтвердившееся не в декларациях, а в реальной жизни, помогло осуществить важную реформу костюма, обусловленную изменившимся образом жизни. Это создание практичной, не стесняющей движений одежды, упразднение корсетов, укороче ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru