Загадки цивилизации майя

История и культура древней цивилизации Майя » Загадки цивилизации майя

Страница 1

Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «ша­ман» на их языке — связано с понятием «древний», «оставшийся позади». Трудно сказать с достоверностью, когда индейцы майя заселили вначале земли Гватема­лы и Гондураса, а затем и полуостров Юкатан. Скорее всего в первом тысячелетии до нашей эры, и с тех дав­них пор история, культура, вся жизнь майя связаны с этой опаленной солнцем, залитой тропическими лив­нями, заросшей буйной растительностью, затопленной болотами землей.

На этой земле сегодня проживает около двух мил­лионов человек, принадлежащих к большой языковой семье майя-кичэ. Они потомки тех, древних майя.

Здесь обнаружено более ста остатков больших и ма­леньких городов и городищ, развалин величественных столиц, сооруженных древними майя. А сколько их еще скрывают заросли сельвы?

Странно звучат их названия: Тик'аль, Копан, Майя-пан, Паленке . Они возникли в разное время; разной была их судь­ба, хотя сейчас все они одинаково лежат в развалинах. Их безжизненные камни, разукрашенные причудливы­ми узорами, великолепными фресками, барельефами и скульптурами, не хотят отдавать свои сокровенные тайны.

Первые деревни стали появляться в раз­ных местах еще около 1000 г. до н.э. При­мерно к III в. до н.э. сформировалась культу­ра майя: на Южных низменностях, заняв­ших доминирующее положение, возникли центры светской и религиозной власти, сис­тема письма и «длинный» календарь. Этот регион процветал в классический период (примерно 300-900 гг.). В постклассическое время (с 900 г. до испанского завоевания в XVI в.) пика культурного развития достигли Юкатан и южная горная область, где господствовали тольтеки - народность с Мек­сиканского нагорья.

В истории древних майя остаются до сих пор нерешенными множество вопросов. И пер­вый из них — вопрос о времени и характере заселения народами майя территории, на которой оказались сконцентрированы основные очаги их цивилизации в период ее наивысшего расцвета, обычно называемого Классической эпохой (II—X века). Многочисленные факты говорят, что их возникновение и стремительное развитие происходили повсеместно и почти одновре­менно. Это неизбежно приводит к мысли, что к момен­ту прихода на земли Гватемалы, Гондураса, Чиапаса я Юкатана майя, по-видимому, уже обладали доста­точно высокой культурой. Она была единой по своему характеру, и это служит подтверждением, что ее фор­мирование должно было происходить на сравнительно ограниченной территории. Оттуда майя тронулись в далекий путь не как дикие племена кочевников, а как носители высокой культуры (или ее зачатков), которой предстояло в дальнейшем, уже на новом месте, рас­цвести в выдающуюся цивилизацию.

Почему было предпринято это великое переселение, можно лишь догадываться. Прибегая к историческим аналогиям, следует предположить, что оно не носило добровольного характера, ибо, как правило, переселе­ния народов являлись результатом ожесточенной борь­бы с нашествиями кочевников-варваров.

Откуда могли прийти майя? Не вызывает сомнений, что они должны были покинуть центр весьма высокой и обязательно более древней культуры, чем сама цивилизация майя. И действительно, такой центр был об­наружен на территории нынешней Мексики. В нем со­средоточены остатки так называемой ольмекской куль­туры, найденные в Трес Сапотесе, Ля Венте, Веракрусе и других районах побережья Мексиканского залива. Но дело не только в том, что культура ольмеков самая древняя на территории Америки и, следовательно, она «старше» цивилизации майя. Многочисленные памят­ники ольмекской культуры — застройки культовых цент­ров и особенности их планировки, типы самих сооружений, характер оставленных ольмеками письменных и цифровых знаков и иные остатки материальной куль­туры — убедительно свидетельствуют о родстве этих) цивилизаций. Возможность такого родства подтверж­дается и тем, что поселения древних майя с вполне сло­жившимся обликом культуры появляются повсеместно в интересующем нас районе именно тогда, когда вне­запно обрывается активная деятельность религиозных центров ольмеков, то есть где-то между III—I веками до нашей эры.

Казалось бы, все предельно ясно, но и сегодня мы не можем с абсолютной уверенностью назвать древних майя прямыми наследниками культуры ольмеков, как бы заманчиво и на первый взгляд достоверно ни вы­глядело это. Современная наука о майя не располагает необходимыми данными для такого утверждения, хотя все, что известно об ольмеках и древних майя, также не дает достаточно веских оснований сомневаться в родстве (во всяком случае, косвенном) этих наиболее интересных культур Америки.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Концепция культурно-исторических типов
В определенном смысле эта концепция противоположна эволюционистской, поскольку разные культуры, точнее разные типы культурного сознания, рассматриваются в этом направлении не как этапы развития и усложнения единой культуры, а как сущностн ...

Свадебные аксессуары
К свадебным аксессуарам относится все, что дополняет свадебный наряд: головные уборы, перчатки, украшения, обувь и т. п. Традиционным головным убором невесты является фата. Шляпки, цветочные венки, диадемы и наколки появились уже в наше ...

Культура Китая и место праздников в ней
Осознание человеком Востока себя и мира начинается, как и везде, с мифологии, которая выступает как предфи-лософский этап развития культуры. В Китае формирование предфилософско-мифологических представлений прослеживается вплоть до XVIII в ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru