К какому формационному типу отнести восточную культуру? К. А. Витфогель охарактеризовал «восточное общество» как первобытнообщинный строй с эксплуататорским государством. Ф. Тёкеи полагал, что Китай со II в. до н. э уже был феодальным и оставался таковым вплоть до ХIХ века. Ф. Тёкеи, а за ним и Ж. Шено считали, что «нетипичную» линию исторического развития образует уже культура Древней Греции, а следовательно, и европейская культура. В то время как остальной мир, в том числе и восточные культуры, цивилизации, следовал естественным путем. Сходные тезисы отстаивали Е. С. Варга и Л. А. Седов.
Для того, чтобы обосновать правильность существования «азиатского способа производства», а значит и особого «азиатского», «восточного» типа культуры, необходимо было обосновать четыре параметра: особый, азиатский, уровень развития производительных сил; особую систему отношений собственности; особые методы присвоения эксплуататорами прибавочного продукта; нерабовладельческую, но, в то же время, и не феодальную классовую структуру.
В целом, выделить эти параметры не удалось. Таким образом, говорить об особом «азиатском» типе культуры Востока не приходится, но можно и нужно говорить о своеобразии культуры Востока. Ведь один и тот же базис «может обнаружить в своём проявлении бесконечные вариации и градации».
Ю.В. Качановский выделил пять основных черт, в которых проявляется своеобразие исторического развития Востока:
1. более сильная тенденция сохранения общинных структур;
2. важная экономическая роль государства;
3. установление верховной собственности на землю;
4. тенденция развития феодализма без крупного помещичьего хозяйства;
5. централизованная, деспотичная власть.
В качестве характерных черт «азиатского» общества и его культуры можно назвать: для характеристики производительных сил - уровень, обусловленный их искусственным невозрастанием; в качестве особой системы отношений собственности - система государственно-бюрократических, иерархических отношений; в качестве особых методов присвоения прибавочного продукта - метод эксплуатации знаний, превентивное перераспределение прибавочного продукта в силу обладания знаниями; в качестве нерабовладельческой и, в то же время, не феодальной классовой структуры - специфическое сословно-кастовое, иерархическое членение социума с особым местом в нём колоссальной прослойки чиновничества, инженеров и учёных.[4, с 147]
Несмотря на некоторые общие черты культуры цивилизаций Древнего Востока (ранний переход к бронзе как основному материалу культуры (хотя ещё длительное время сохраняются и каменные орудия труда) и распространение рабовладения, существующего наряду с общинным крестьянством, противоборство государственно-храмового и общинно-частного секторов хозяйства и проч.) в этих культурах сохраняются различия, обусловившие три модели цивилизаций.
Другая информация:
Влиятельная Византия
Бедные девушки молча сидят.
Им веселиться теперь не велят.
Бердах
В Византийской культуре сформировался свой новый идеал - духовный. Интерес художников сосредоточился на лице человека.
Поскольку телом теперь никто не интересовался, вс ...
История кукольного театра в Узбекистане
Наверное, нет в Узбекском языке более объемного слова, чем «УЙИН». Буквально все разновидности народно профессионального театра, танца и цирка: кизикчи (актеров), раккосов (танцоров), дорбозов (канатаходцев) и так далее, называли одним сл ...
Иван Мозжухин и мужская мода 1910-х годов
Мужская одежда рубежа XIX–XX веков исследована довольно мало, но авторы существующих работ описывают ее изменения. В 1880-е годы хорошо одетый мужчина располагал гардеробом, где имелись отдельные комплекты вещей на все случаи жизни. В 191 ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII