К какому формационному типу отнести восточную культуру? К. А. Витфогель охарактеризовал «восточное общество» как первобытнообщинный строй с эксплуататорским государством. Ф. Тёкеи полагал, что Китай со II в. до н. э уже был феодальным и оставался таковым вплоть до ХIХ века. Ф. Тёкеи, а за ним и Ж. Шено считали, что «нетипичную» линию исторического развития образует уже культура Древней Греции, а следовательно, и европейская культура. В то время как остальной мир, в том числе и восточные культуры, цивилизации, следовал естественным путем. Сходные тезисы отстаивали Е. С. Варга и Л. А. Седов.
Для того, чтобы обосновать правильность существования «азиатского способа производства», а значит и особого «азиатского», «восточного» типа культуры, необходимо было обосновать четыре параметра: особый, азиатский, уровень развития производительных сил; особую систему отношений собственности; особые методы присвоения эксплуататорами прибавочного продукта; нерабовладельческую, но, в то же время, и не феодальную классовую структуру.
В целом, выделить эти параметры не удалось. Таким образом, говорить об особом «азиатском» типе культуры Востока не приходится, но можно и нужно говорить о своеобразии культуры Востока. Ведь один и тот же базис «может обнаружить в своём проявлении бесконечные вариации и градации».
Ю.В. Качановский выделил пять основных черт, в которых проявляется своеобразие исторического развития Востока:
1. более сильная тенденция сохранения общинных структур;
2. важная экономическая роль государства;
3. установление верховной собственности на землю;
4. тенденция развития феодализма без крупного помещичьего хозяйства;
5. централизованная, деспотичная власть.
В качестве характерных черт «азиатского» общества и его культуры можно назвать: для характеристики производительных сил - уровень, обусловленный их искусственным невозрастанием; в качестве особой системы отношений собственности - система государственно-бюрократических, иерархических отношений; в качестве особых методов присвоения прибавочного продукта - метод эксплуатации знаний, превентивное перераспределение прибавочного продукта в силу обладания знаниями; в качестве нерабовладельческой и, в то же время, не феодальной классовой структуры - специфическое сословно-кастовое, иерархическое членение социума с особым местом в нём колоссальной прослойки чиновничества, инженеров и учёных.[4, с 147]
Несмотря на некоторые общие черты культуры цивилизаций Древнего Востока (ранний переход к бронзе как основному материалу культуры (хотя ещё длительное время сохраняются и каменные орудия труда) и распространение рабовладения, существующего наряду с общинным крестьянством, противоборство государственно-храмового и общинно-частного секторов хозяйства и проч.) в этих культурах сохраняются различия, обусловившие три модели цивилизаций.
Другая информация:
Мировая литература
Классицисты стремились подражать образцам античного искусства, следовали нормам, изложенным античными теоретиками искусства (Аристотелем и Горацием). Классицизм поражает гражданственность, масштабностью, торжественностью, гармоничностью ...
Название театра
· С 1888 г. театр именовался Симферопольским Дворянским, впоследствии - Театр Таврического дворянства;
· В 1920 г. - 1-й Советский театр;
· С 1921 по 1931 гг. - Крымский государственный драматический театр;
· С 20 сентября 1932г. в озн ...
Особенности развития культуры эпохи Средневековья
Средневековая культура - европейская культура в период с V в. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура раннего Средневековья V-Х1 вв.; средневековая культура XI-XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV-XVII вв.) ...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
