Мировая литература

Великая культура » Классицизм XVII-XVIII » Мировая литература

Страница 1

Классицисты стремились подражать образцам античного искусства, следовали нормам, изложенным античными теоретиками искусства (Аристотелем и Горацием). Классицизм поражает гражданственность, масштабностью, торжественностью, гармоничностью форм.

Цель искусства классицисты видели в познании истины, которая выступает как идеал прекрасного. Классицисты выдвигают метод его достижения, основываясь на трёх центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус. Все эти категории считались объективными категориями художественности. С точки зрения классицистов, великие произведения - плод не таланта, не вдохновения, нехудожественной фантазии, а упорного исследования велениям разума, изучение классических произведений древности и знания правила вкуса. Таким образом, классицисты сближают художественным деятельностью с научной. Вот почему для них оказался приемлемым философский рационалистический метод французского философа Рене Декарта(1596 – 1650), ставший основой художественного познания в классицизме.

Вторая важнейшая категория классицистической эстетики – образец. Классицисты считали, что эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он был воплощён в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому, чтобы вновь воспроизвести идеал нужно обратиться к античному искусству и тщательно изучить его законы. Вот почему подражание образцам ценилось классицистами выше, чем оригинальное творчество. Обратившись к античности, классицисты тем самым отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободного от религиозной догматики.

Культ разума потребовал коренной перестройки содержания и формы произведений, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание подлинного гражданина своей страны. Поэтому в центре произведений классицизма оказываются проблемы, представляющие общенациональный интерес.

В искусстве классицизма внимание уделяется не частному, единичному, случайному, а общему, типическому. Поэтому характер героя в литературе не имеет индивидуальных черт, выступая как обобщение целого типа людей. Принцип классической типизации приводит к резкому разделению героев на положительных и отрицательных, на серьезных и смешных. При этом смех всё больше становиться сатирическим, ибо в основном направляется именно на отрицательных персонажей.

Категория разума оказывается центральной и в формировании нового типа художественного конфликта, открытого классицизмом: конфликта между разумом, долгом перед государством – и чувством, личными потребностями, страстями. Обнаружив в человеке как бы два существа – государственного и частного человека, писатели искали и пути согласования разума и чувства, верили в конечное торжество гармонии. Это один из главных источников оптимизма классической литературы.

Большое влияние уделяли классицисты теории жанра. Они руководствовались принципами иерархии, есть жанры главные и неглавные. К середине XVII века утвердилось мнение, что самым главным литературным жанром является трагедия (в архитектуре – дворец, в живописи – парадный портрет и т.д.). Проза считалась ниже поэзии, особенно художественная. Поэтому распространение получили такие прозаические жанры, как проповеди, письма, мемуары, как правило, не рассчитанные на эстетическое восприятие, художественная проза, в частности роман, оказывается в забвении. Принцип иерархии делит жанры на «высокие» и «низкие», причём за жанрами закрепляются определённые художественные сферы. Так, за «высокими» жанрами (трагедия, ода и др.) закреплялась общегосударственная проблематика, в них могло говориться только о королях, полководцах, вышей знати, язык этих произведений носил приподнятый, торжественный характер («высокий штиль»). В «низких» жанрах (комедия, басня, сатира и т.д.) можно было касаться только частных проблем или абстрактных пороков (скупости, лицемерия, тщеславия и т.д.), выступающих как абсолютизированные частные черты человеческого характера. Героями в «низких» жанрах могли быть представители низов общества, выведение же знатных лиц допускалось лишь в исключительных случаях (тем выше можно оценить смелость Мольера, сделавшего постоянной комической фигурой образ маркиза). В языке таких произведениях допускались грубости, двусмысленные намёки, игра слов («низкий штиль») использование слов «высокий штиль» носило здесь, как правило, пародийный характер. Сообразуясь с принципами рационализма, классицисты выдвинули требование чистоты жанров. Смешанные жанры, например трагикомедия, вытесняются. Этим наноситься удар по способности того или иного жанра всесторонне отображать действительность. Отныне только вся система жанров способна выразить многообразие жизни.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Царский период. Легенда о Ромуле и Реме
Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками-ахейцами Трои – города на северо-западном побережье Малой Азии – некоторым её защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Троянцы долго странствов ...

Особенности повествования
В «Домострое» много особенностей повествования, которые отражают уровень мышления 16 века. Поразительно внимание, которое «Домострой» уделяет и вещам, и питью, и пище. Упоминается более 135 названий кушаний. Рачительное хозяйственное отн ...

Культура Арабского Востока
Под средневековой культурой Арабского Востока (5- 16 вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность – Иран, Сирия, Палестина, Египет и др. страны. Процесс арабизаци ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru