Рождение казахского киноискусства, явившееся следствием расцвета всех отраслей культуры Казахстана, вызвало необыкновенное ускорение процессов его становления именно как искусства синтетического. Известно, что в отличие от всех других видов искусства - театра, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, а также литературы - киноискусство родилось и развивалось на высокой ступени развитии человечества в XX веке - веке научных и технических свершений, гигантского скачка культуры и переворота в общественных отношениях.
Первый киносеанс на территории Казахстана состоялся в 1910 году. Но эта дата не является началом повсеместного распространения кинематографа в крае. Это была лишь попытка коммерсантов завладеть кинорынком, где они смогли бы нажить прибыли. Очень низкий уровень кинотехники того времени, экономическая отсталость края, разбросанность населения и бездорожье явились причиной того, что фильмы демонстрировались нерегулярно и не везде. В ту пору их можно было посмотреть лишь в некоторых больших городах, а аулы долгие годы не имели представления о кино.
Начальные шаги кино в Казахстане относятся к 1925 году. Это были хроникальные съемки V съезда Советов республики, проходившего в г. Кзыл-Орде. Первый документальный фильм о Казахстане появился в том же 1925 году. Само название "Годовщина существования КАССР" уже говорит о его содержании. В фильме запечатлены первые шаги Советской власти в казахской степи, успехи молодой республики за пять лет своего существования. С момента появления этого фильма кинематограф начинает проявлять интерес к темам из жизни трудящихся Казахстана и делает серьезные попытки создания фильмов о казахах.
Кино становится более доступным зрелищем для казахского населения. Кинопередвижки проникают в аулы и демонстрируют фильмы главным образом хроникально-документальные, агитационно-пропагандистские.
Первые художественные фильмы, посвященные Казахстану, вышли на экран в конце двадцатых и начале тридцатых годов. В этих кинокартинах ("Мятеж", "Песни степей", "Джут", "Турксиб", "Тайна Каратау", "Вражьи тропы") затрагиваются различные стороны жизни казахского народа. Появление их было значительным событием в растущем киноискусстве республики и во многом повлияло на развитие культурной революции на бывшей отсталой окраине царской России. Они заложили фундамент национального казахского киноискусства.
В создании и развитии национального киноискусства Казахстана принимали участие такие известные деятели казахской литературы, как Мухтар Ауэзов - автор сценариев фильмов "Райхан", "Песни Абая"; Габит Мусрепов, написавший сценарии "Амангельды", "Поэма о любви", "Сын бойца", "Кыз-Жибек"; Абдильда Тажибаев, по сценариям которого созданы фильмы "Джамбул", "Это было в Шугле". Один из ведущих драматургов республики - Шахмет Хусаинов совместно с Владимиром Абызовым написал сценарии фильмов "Девушка-джигит", "Мы здесь живем", "На диком бреге Иртыша".
Роль этих писателей в развитии кинематографии Казахстана заключалась не только в создании сценариев, но и в активном участии их во всей деятельности киностудии "Казахфильм", в обсуждении новых литературных и режиссерских сценариев, в подборе актеров на роли в фильмах, в утверждении музыки картины, эскизов декораций и костюмов персонажей, в просмотре отснятых материалов, в решении вопроса о выпуске законченных фильмов на экран.
Они также активно участвовали и в дискуссиях по отдельным проблемным вопросам творческого направления казахского кино. Их деятельность носила постоянный и деловой характер. Мухтар Ауэзов, например, до последних дней своей жизни был бессменным членом художественного совета киностудии "Казахфильм".
Самым важным в творчестве этих писателей является то, что они принесли в национальное киноискусство богатый опыт и традиции различных жанров казахской художественной литературы: прозы, поэзии, драматургии. Это явилось решающим шагом в становлении отечественной кинематографии как искусства национального по форме и социалистического по содержанию.
Трудно переоценить и роль актеров в становлении и развитии киноискусства республики. При этом следует учесть, что казахское кино возникло в тот период, когда мировая художественная кинематография стала в полном смысле игровой и говорящей, когда художественное кино любого народа не могло существовать без актера. Роль актеров была еще более важной в только что рождавшемся национальном киноискусстве.
Другая информация:
Одежда и материальная
культура
В Западной Сибири сохранилась рациональная основа русского народного костюма. В одежде крестьян было представлено 74 (66,0 %) элемента, традиционных для сельских жителей России. Сарафанный комплекс с соответствующими женскими головными уб ...
Аристотель. Отношение к музыке
Существенный вклад в развитие музыкальной эстетики внес Аристотель. Для него характерны колебания между материализмом и идеализмом в области философии. Выступал против идей, которые выдвигал Платон, признавая самостоятельное бытие вещей, ...
Композиция: понятие и сущность
Всем, кто работает в театре и пишет о нем, хорошо известна формула Вл.И. Немирова-Данченко о трех «лицах» режиссера, то есть о трех направлениях в работе постановщика спектакля. И долгое время считалось, что этой формулы достаточно для оп ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII