Проиллюстрируем описанные выше черты барокко применительно к архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах в XVII – XVIII веках. . Сразу оговоримся, что барокко в различных странах Европы, подчас, подразумевало разные культурные тенденции.
Барокко в архитектуре и скульптуре.
"Отцом" барокко в архитектуре называют Микеланджело, поскольку в его статуях, зданиях, рисунках происходит, одновременно, возврат к духовным ценностям средневековья и последовательное открытие новых принципов формообразования. Буанаротти, в последние годы своей жизни, исчерпав возможности классицистической пластики, создавал невиданные ранее экспрессивные формы. Его фигуры в "Сикстинском плафоне" изображены не по правилам пластической анатомии, а согласно иным, иррациональным силам, вызванным к жизни фантазией самого художника. В этом проявился один из первых признаков барокко - избыточность средств и смешение масштабов. Если в искусстве Классицизма все формы четко определены и отграничены друг от друга, то "Сикстинский плафон" Микеланджело, потому и является первым произведением стиля Барокко, что в нем произошло столкновение нарисованных, но скульптурных по осязательности фигур, и невероятного архитектурного каркаса, написанного на потолке, нисколько не согласованного с реальным пространством архитектуры. Дж. Вазари, летописец Возрождения, назвал этот стиль "причудливым, из ряда вон выходящим и новым".
Таким образом, для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Проанализируем особенности барочной архитектуры и скульптуры по странам.
В Итальянской архитектуре самым видным представителем стал Карло Мадерна. Главное его творение – фасад церкви Санта-Сусанна, законченный в 1603 году. Основной фигурой в развитии скульптуры барокко стал Лоренцо Бернини. Кроме этих деятелей, свой вклад в развитие Барокко оставили П. Кортона, Г. Гварини, Р. Райнальди и Б. Лорена.
Первые его произведения в этом стиле относятся к 1620 году. В отдельную школу Барокко Италии выделяют так называемое сицилийское барокко, которое развилось после землетрясения 1693 года.
Стиль барокко в архитектуре получает распространение в Испании, Германии, Фландрии, Нидерландах, России, Франции.
В Испании наиболее популярный памятник барокко — собор в Сантьяго-де-Компостела. В этой стране архитектурное барокко получает название "чурригиреско" (в честь архитектора Хосе Чуригеры). Испанское барокко распространилось от туда и в Латинскую Америку, где смешалось с национальными архитектурными традициями, в результате чего появился самый вычурный тип Барокко – ультрабороккко.
Во Франции стиль барокко представлен гораздо скромнее. К французскому барокко обычно причисляют Версальский дворец, Здание Французской академии наук, Люксембургский дворец и др. Характерная черта стиля архитектуры барокко во Франции – определенный стиль садово-паркового искусства (Версальский парк). Во Франции, в XVIII веке, стиль барокко преобразовался в рококо, которое в свою очередь распространилось по всей Европе.
Другая информация:
Искусство
Возрождения в Италии
Изменяется политическая жизнь во Флоренции, Милане, Сиене. Власть в руках купцов и ремесленников.
Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении ...
Расцвет литературы в эпоху Возрождения
История литературы Возрождения, как и всей культуры Ренессанса, начинается в Италии. В начале XVI в. провозвестником ее стал великий поэт Данте Алигьери (1265–1321). В своих философских сочинениях и величайшей поэме "Божественная ком ...
Культ природы
Благодаря культу человек старался удержать жизнь. Это отражалось в обряде захоронения предков, сородичей. С этого обряда начиналась религия, которая являлась не просто частью культуры, а основной частью, пронизывающей все виды культурной ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII