В 40-е годы XX века произошло оформление так называемой «государственной школы» в русской историографии. Эта школа сыграла важную роль в рамках либерального направления в истории русской исторической науки.
На первом этапе соей деятельности школа имеет трех крупнейших представителей – К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина и С. М. Соловьева. При этом К. Д. Кавелин первый дал основы теоретической схемы государственной школы, первым наметил ее основные вопросы. Таким образом, для изучения развития отечественной исторической науки необходимо тщательно изучить «государственную школу» и ее представителей, прежде всего К. Д. Кавелина, заложившего ее фундамент.
Эта проблема представляется особенно актуальной в настоящее время, когда нет идеологических запретов: ведь раньше либеральное направление в отечественной исторической науке изучалось предвзято, и в результате оно оказалось недостаточно освещенным в историографии.
Следовательно, цель данной работы – изучить и проанализировать исторические взгляды К. Д. Кавелина.
Задачи:
1) изучить становление К. Д. Кавелина как историка «государственной школы»;
2) проанализировать его исторические взгляды на основе его сочинений;
3) определить отношение историка к проблеме исторического развития России.
Работа построена по хронологическому принципу и делится на две главы.
Первая глава знакомит с формированием взглядов К. Д. Кавелина и выражением их в виде целостной концепции исторического развития России в статье «Взгляд на юридический быт древней России». Во второй главе рассматриваются взгляды Кавелина как историка с уже сложившимися взглядами.
Основными источниками для написания данной работы послужили статьи самого К. Д. Кавелина в сборнике «Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры», где собраны наиболее интересные сочинения историка.
Большей частью его статьи возникают в порядке обзора или критической рецензии в которых взгляды автора излагаются по поводу высказываний разбираемого историка, в основном на его же историческом материале – и в процессе этого рассмотрения, частично из этих же разбираемых им идей пополняется и дорабатывается собственная концепция Кавелина. Таковы его обширные статьи, посвященные Погодину, диссертациям и «Истории» Соловьева, работам Устралова и Чичерина.
При этом надо отметить, что к общим вопросам истории России Кавелин пришел от истории права, и притом гражданского права; он подошел к ней как публицист, от определенных вопросов политической жизни. Специалистом-историком он не был и давал поэтому не конкретную историю, а скорее философские размышления о русской истории. Отсюда определенная цельность общей схемы, но вместе с тем и некоторая непоследовательность в трактовке отдельных элементов . Это сказалось на характере его исторических статей: уже упомянутом «Взгляде на юридический быт древней Руси», «Кратком взгляде на русскую историю», «Мыслях и заметках о русской истории».
Все эти три статьи были использованы при изучении взглядов историка. Они вписываются в единую схему и как бы дополняют друг друга . Так, «Взгляд на юридический быт древней Руси» представляет собой работу периода, когда взгляды Кавелина как историка государственной школы только оформились, его, можно сказать, программное сочинение. «Краткий взгляд на русскую историю» и «Мысли и заметки о русской истории» - более зрелые сочинения, где мысли, высказанные Кавелиным во «Взгляде…», получили свою завершенную форму. При этом «Мысли и заметки о русской истории» дополняют и расширяют «Краткий взгляд на русскую историю», поэтому некоторые мысли повторяются иногда в тех же самых фразах и словах.
Кроме того, его философская статья «Наш умственный строй» также вписывается в общую схему, так как так Кавелин приводит исторические примеры и рассуждения, поэтому данная статья также была использована в данной работе. Кроме того, при написании работы были использованы следующие работы: «Русская историография» Н. Л. Рубинштейна, «Историография истории СССР» А. М. Сахарова, «Борьба течений в русской историогафии» Цалутали А. Н., а также статью В. К. Кантора «К. Д Кавелин».
В них дается анализ исторических взглядов К. Д. Кавелина и его отношение к другим историкам.
Другая информация:
Историко-эстетические основы и виды русского танца
Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце отражаются мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям этноса, нации, народа. На протяжении многовековой истор ...
Быт стран Северного Возрождения
В повседневной жизни европейского Севера господствовали общинность, коллективизм, ориентированность на интересы и мнение группы. Государственная, церковная, семейная и групповая (общины, цеха, гильдии, «своего круга») дисциплина определя ...
Становление к. д. Кавелина
как историка государственной школы
В русской историографии государственная школа сложилась в 40-е годы XIX века. Эта школа в рамках либерального направления сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Ее представители выступают как носители идей русского либ ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII