После смерти Николая I, сторонники либеральных реформ предпринимают попытки консолидации своих сил, преодоления внутренних разногласий. Во имя достижения этой цели К. Д. Кавелин ищет сближения со своими бывшими политическими и научными противниками, в том числе и с М. П. Погодиным. Но заинтересованный в реформах либеральный фронт противостоял революционно-демократическому
Тратя много времени сплачивание либерального лагеря, Кавелин являлся в то время одной из главных фигур русского либерализма, но при этом не прерывал свою научную деятельность. Он следил за выходящей исторической литературой и сам писал работы, в которых развивал свою концепцию исторического развития России.
Наиболее яркое отражение его взгляды нашли в статьях «Краткий взгляд на русскую историю» и «Мысли и заметки о русской истории».
В его концепции присутствует четкое отделение славян великорусских от остальных, в том числе и от белорусских и малоросских. Кавелин считает, что великорусское племя образовалось в XII веке «выселением из белорусских и малоросских».
Кавелин находит особенности великоросского менталитета: нет индивидуального начала, поэтического характера; личная храбрость, удаль; считает, что это определялось суровыми условиями выживания на новом месте. Он считает, российской истории только 700 лет, так как практически ничего с собой великороссы не принесли, и не являются наследниками Киевской культуру (для которой он крайне принижает степень влияния Византии). Историк спрашивает: «Какую степень культуры принесли с собой в Великороссию переселенцы из западной России?» Он доказывает, что практически никакой, что даже язычество находилось еще на низшей ступени развития (но сам замечает, что этот вопрос почти неисследован в его время).
Кавелин также указывает, что влияние татар также было минимальным: «Что Московское государство сложилось благодаря татарам – об этом смешно и говорить».
Кавелин доказывает, что великороссам пришлось создавать свою культуру из ничего, и это ему необходимо для того, чтобы объяснить, почему именно в России княжение перерождается в единодержавие. Кавелин уверен, что западнорусские племена (малоросские и белорусские) не могли образовать государства и закономерно должны были попасть под влияние Литвы, Польши и Московии, так как в них был ярко выражен аристократический элемент, тяготивший массы, и не достаточно сильная центральная власть. Он говорит даже об «исконной несамостоятельности западной России» при том, что у великороссов имеется «удивительный смысл к государству», какого «не оказалось ни у одного из прочих славянских народов».
В результате этого, замечает Кавелин, выработались все особенности политического устройства России. И прежде всего ее исторический тип – des Guts- und Hans-herrn со следующими основными характеристиками:
1) слуга – высший титул и награда; все в России - холопы;
2) массы – сироты, что определяет царя-защитника;
3) царь – наследственный владелец земли (сначала дележ земель на уделы производился великими князьями как частными лицами);
рабство повсеместно – служилые дворяне, горожане, крестьяне, стрельцы – все приписывались к ведомствам.
221. «Царь – само государство». Вместе появились, окрепли, бедствовали и спасались от бедствий. Такая же традиция как в Англии:
222. «Народ и царская власть сжились у нас, как Англия со своим парламентом; оба учреждения глубоко национальны».
Это положение, из которого проистекает отсутствие начала личности и простора для индивидуальности, по мнению Кавелина, сохранилось до XVIII века. Отсюда же он делает и вывод о том. Что Прекращение частного крепостного права не есть особняком стоящая мера, политическая и социальная, как в Европе, а заключительное явление в ряду исторического движения, смысл которого – водворение на нашей почве личного начала, и что начался процесс с Петра I, когда постепенно начали освобождаться отдельные части народа – дворяне, горожане и т. д. Вообще же Кавелин считает, что крепостничество у великоросов в крови: «Мы – мужицкое царство».
По мнению Кавелина, огромное значение имеет в историческом процессе великоросский менталистет с отсутствием личностного начала. «В основу европейской общественности легло сильно развитая личность; личная независимость, личная свобода, возможно-нестесненная, всегда были исходной точкой и идеалом в Европе», - пишет историк в «Нашем умственном строе». Что же касается великоросов, то, по мнению Кавелина, «чрезмерным развитием личности… мы, кажется, не имеем повода хвалиться», «излишне пытливыми и смелыми мыслями, чрезмерным напряжением и развитием умственной деятельности… - этими недостатками мы тоже не страдаем», да и вообще «…в Европе мысль не забава, как у нас, а серьезное дело».
Другая информация:
Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской
культуры
Характер знания в конфуцианско-даосистской культурной традиции резко отличается от западно-европейского его понимания. Вплоть до XX в. европейские мыслители с пренебрежением и высокомерием относились к духовным и интеллектуальным исканиям ...
"Свое" и "чужое" в жизни японца
По отношению к иностранцу японцы могут вести себя так, как никогда не поступят с японцем. За границей они с легкостью сделают такое, чего ни за что не позволят себе на родине. А все потому, что у них четко разграничены понятия "учи&q ...
Естественно-научная парадигма
Естественно-научная парадигма берет в качестве такого образца науки о природе. Из этого следует, прежде всего, познавательное отношение к психологическим объектам, отражение которых в соответствующих категориях и понятиях, выявление сущно ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII