Булат Окуджава

Великая культура » Булат Окуджава

Авторские песни в подавляющем большинстве создавались «недипломированными специалистами», не имеющими никакого музыкального образования, а потому лишенными возможности фиксировать свои песни на нотном стане. Так, например, известно, что Владимир Высоцкий не умел записывать ноты, а Булат Окуджава — вообще не знал нот. Поэтому, если к словесному ряду преобладал письменно-компонованный подход, то к музыкальному — устно-компонованный. Авторская песня — творчество индивидуальное по содержанию, поскольку во всей полноте раскрывает внутренний мир индивида, его мысли, чаяния, переживания. Но по форме бытования она представляет собой творчество коллективное: авторы и исполнители вносят в песни элементы импровизации, вариативности, которая является основным фактором мелодико-тематического развития авторской песни и может выражаться в специфике голосового тембра (неистовый хрип Высоцкого, разговорный шепот Визбора, глуховатый голос Окуджавы). Не зная музыкальной грамоты, барды зачастую допускали отклонения от правил голосоведения, ограничивались минимальным количеством аккордов. Устно-импровизационное начало в формировании структуры музыкального сопровождения (аккомпанемента) приводило к жанровой мутации песни в процессе ее бытования, побуждая к соавторству в неавторском исполнении. Поэтому представляется правомерным употребление по отношению к бардам встречающихся в научной и популярной литературе понятий «современный городской фольклор», «фольклор современной городской интеллигенции», «именной фольклор», «современные народные песни» и др.

Булат Окуджава — признанный основоположник авторской песни. Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.

Полночный троллейбус плывет по Москве,

Москва, как река, затихает,

И боль, что скворчонком стучала в виске,

Стихает,

Стихает.

(«Полночный троллейбус»)

Через текст стихотворения проходит развернутая метафора: троллейбус уподобляется кораблю: синий троллейбус (казалось бы, чисто внешняя деталь). Затем упоминается «крушение»: смысловой акцент приходится на человеческие чувства, на страдания разных и незнакомых людей. И вот уже пассажиры становятся «матросами», троллейбус «плывет», а город сравнивается с рекой. Расширение смысла — главный прием Окуджавы (развернутое сравнение).

Особый балладный ритм стихотворения создается за счет усеченной строки и повторов.

Окуджава заново открыл Москву. В его песнях это не парадный, а таинственный город, несущий в себе память о простых людях, об их трагических судьбах.

Ах, Арбат, мой Арбат,

Ты — мое призвание.

Ты — и радость моя, и моя беда.

(«Песенка об Арбате»)

Опять расширение смысла. Небольшая улочка — источник размышлений о высших ценностях, истинных идеалах. Идеалах, верность которым не порабощает человека, а наполняет его жизнь духовным содержанием. «Ты — моя религия».

Военной теме посвящена песня «Ленька Королев».

Потому что на войне, хоть и правда стреляют,

Не для Леньки сырая земля,

Потому что (виноват), но я Москвы не представляю

Без такого, как он, короля.

Соединение разговорности и напевности. В песне нет военных сражений, подвигов. «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее». «До свидания, мальчики!», «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...».

Поэзия Булата Окуджавы, одного из самобытнейших русских поэтов XX века, основоположника нового поэтико-музыкального жанра - авторской песни, долгое время "не замечалась" литературоведением, несмотря на бурную полемику в прессе и упрочивавшееся с годами всенародное признание. Впрочем, и сам он скептически относился к стремлению филологов анализировать его творчество с целью понять, как из "трех бедностей Б. Окуджавы" (С. Лесневский) - слова, мелодии и голоса - рождается его "богатство" - неповторимое очарование его стихов-песен. Для самого поэта это означало - "разъять музыку на части", лишить творчество тайны

Другая информация:

Культ в человеке
Развитие культуры представляет собой смену культов, которые рождаются человеком, чтобы позже быть ниспровергнутыми. Культ личности является логическим завершением цивилизации, после чего движение как бы обращается вспять. Это означает, чт ...

Русское религиозное возрождение начала XX века
Русское религиозное возрождение начала XX века представляют такие философы и мыслители, как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, С.Н. и Е.Н.Трубецкие. Первые четверо, являющиеся центральными фигурами богоискат ...

Деятельность Николая Бурачека
Немного о деятельности Николая Бурачека уже было сказано в его биографии, но к этому всему необходимо добавить о том, что на Украине Известен главным образом как актер, публицист, искусствовед, театральный декоратор и особенно как талантл ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru