Мозжухин сыграл до революции в 70 фильмах. С особой яркостью его талант проявляется в сотрудничестве с режиссером Яковым Протазановым. Значительные роли из экранизаций русской классики и техника внутренней экспрессии способствуют тому, что Мозжухин оказывается на несколько ступеней выше киноактеров своего времени, которые в кадре заламывают руки и бурно выражают свои эмоции. Картина Протазанова «Пиковая дама», 1916 года полна неожиданных по тем временам приемов: воспоминаний, видений героев, подобных «потоку сознания». То было этапное произведение русского раннего кинематографа, по культуре режиссуры, мастерству съемок и актерской игре свободно выдерживающее сравнение с любым зарубежным боевиком той поры. Мозжухин показал Германа с характером «демонически-эгоистическим», показал как личность страстную, сильную, но погубленную духом стяжательства. Мозжухин в роли Германа словно прячет свой лоск «короля экрана», и гармонично дополняет общую атмосферу мистицизма, таинственности происходящего. «Пиковая дама» появляется в годы первой мировой войны, когда возрождается интерес к мистике и формируется особое отношение к действительности как к абсурду.
В искусстве зарождаются мотивы «черного юмора». Зрителей и специалистов тех лет поразило умение актера без слов – жестом, взглядом, точно рассчитанной паузой, живой мимикой передать непростой внутренний мир человека, решившего разом покончить с бедностью и бесперспективностью и оказавшегося в тупике своего безумия. Мозжухина любили миллионы, своей игрой он зачаровывал и заставлял любоваться своим величием. Он создал образ идеального мужчины, всегда хорош одет. Многие мужчины бы быть похожими на «короля экрана». Влияние на повседневность и моду – это одна из главных составляющих «актерского мира». В этот период в мужской моде утверждается визитка – черный жакет со скошенными полами и брюки серые в черную полоску. Кроме того, появляются костюмы-тройки – шерстяные, летом – льняные, а в жаркое время года – из шелка-чесучи. Шерстяные костюмы могли быть коричневыми, черными или серыми, а летние – бежевыми, белыми или светло-серыми. Далее мужская мода в отношении костюмов изменялась стремительно: из костюма то исчезали брюки, то меняли свою форму и сам пиджак, и брюки. Последние в 20-х годах XX века вообще были укорочены и имели длину чуть ниже колена. А дальше вереница разнообразия: френчи 40-х, твидовые костюмы 60-х, брюки-клеш 70-х.
Все рубашки в Росси имели крахмальные воротник и манжеты, которые были отдельными от собственно рубашки, пристегивались к ней и отдельно стирались и крахмалились. Отличительной чертой русского мужского стиля этого периода была мода на косоворотки. Косоворотки были льняными, ситцевыми и шелковыми. Летним головным убором была шляпа – канотье, зимой носили «боярские» шапки и так называемые «пирожки» из каракуля или бобра. Мужчины носили меховые шубы крытые сукном, с бобровым или каракулевым воротником. Одеваясь так же, как звезды люди хотели быть ближе к этой красивой «экранной жизни». Современная мужская одежда парадоксальна: она однообразна и занимательна одновременно. Самое малое, последние сто лет она хранит верность консерватизму и сопротивляется новациям, хотя периодически и предпринимаются попытки «революции павлинов».
Проницательные комментаторы справедливо выводили успех мозжухинских фильмов из общей моды на русское искусство, возникшей на Западе, хотя на самом деле художественные достоинства отечественной кинопродукции имели весьма отдаленное отношение к искусству. Все картины с участием Мозжухина были приготовлены ко вкусам американской публики: сокращены до минимума, снабжены громкими названиями; во-вторых, около имени Мозжухина стала создаваться самая невероятная шумиха, были пущены в ход всевозможные средства рекламы. Чего только не писали в газетах о «русском короле экрана» – Иване Мозжухине. В 1915 году фирма Ханжонкова понесла большую утрату: из фирмы ушел Иван Ильич Мозжухин. В течение нескольких лет, с 1909 года, Мозжухин настойчиво изучал все тайны киносъемки, медленно, начиная с маленьких выходных ролей, завоевывая себе все больший и больший успех. В 1915 году уже каждая картина с его участием являлась украшением программы. Никто точно не знает из-за чего он ушел. Но после прихода звука в кино – он не может сниматься, зрители уже не воспринимают его образ. Не помогла, и пластическая операция – он снялся в нескольких фильмах, но уже на второстепенных ролях. После он отправился в Голливуд, но там его ждет неудача. Пребывание в западном кино нанесло Мозжухину как актеру такой удар, от которого он так и не смог оправиться. В Европе его уже не ждали. В течение нескольких лет он без особого успеха снимался в Германии. И Очевидцы рассказывали, что в этот период актер стал очень раздражительным, злоупотреблял спиртным и постоянно с ностальгией вспоминал о прошлом. Он умирает 18 января 1939 года в бедности и вдали от родины. В России долгое время старательно избегали упоминания имени великого соотечественника, покинувшего родину после революции. Лишь в конце 80-х о нем снова заговорили. В 1990 году на родине актера в Кондоле был открыт мемориальный музей. Теперь здесь ежегодно проходят мозжухинские праздники.
Другая информация:
Формирование фонда краеведческой литературы в библиотеке
Фонд краеведческой литературы входит в состав единого фонда централизованной системы и, соответственно вся работа по его копмплектованию и использованию строится на общих для централизованной системы основаниях, достаточно подробно рассмо ...
Творчество Рембрандта и Эль Греко
Несмотря на влияние художественных принципов искусства барокко и классицизма, существовали художники, творчество которых невозможно отнести к какому-то определенному направлению или стилю. Гении во все времена оказывались выше любых норм ...
Бизнес
В мире японского бизнеса старое и новое ведет между собой непрекращающуюся тайную войну. Сегодня основополагающие ценности явно претерпевают изменения, однако послевоенные стереотипы еще очень живучи. Люди – конформисты по сути, организац ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII