Северное Возрождение

Великая культура » Культура европейского Возрождения » Северное Возрождение

Страница 1

Реформация.

Весьма важными особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации. Собственно реформационное движение, или Реформация (от лат. reformatio – преобразование) началось в Германии, распространившись затем на большинство западноевропейских стран. Оно было вызвано, прежде всего, серьёзными изменениями, происходившими в недрах феодального общества. Нарождавшаяся национальная буржуазия не могла больше мириться с аскетизмом, известной ограниченностью, фанатизмом ортодоксального католицизма, алчностью слуг Ватикана. Не последнюю роль в возникновении Реформации сыграли новые идеи итальянского Ренессанса, снискавшие симпатии среди бюргерства и образованных людей в странах Западной Европы. Эти идеи получили здесь своё выражение "в стремлении к изучению первоисточников Ветхого и Нового заветов с неясно осознанной целью сличить "подлинное" вероучение с тем его вариантом, который проповедовался Римом и всей церковной иерархией".

Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483–1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Идеологи Реформации отрицали необходимость католической Церкви с ее иерархией и духовенства вообще, права Церкви на земельные богатства, отвергая католическое Священное предание в целом. Яркая антиклерикальная направленность тезисов Лютера встретила горячее одобрение и поддержку в самых широких слоях немецкого общества, которое не позволило Церкви расправиться с реформатором.

Под знаменем лютеранства проходили крестьянские войны 1524–1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация – проведение религиозных преобразований в его духе).

Среди стран, оказавших мощное влияние на процесс Реформации в Европе, была Швейцария, где зародилось цвинглианство и получил развитие кальвинизм. В отличие от лютеранства доктрина Ульриха Цвингли (1484 – 1531) отстаивала республиканские принципы устройства церкви и общества, что обусловило разрыв между этими реформационными движениями, определило узкие рамки популярности цвинглианства в Европе. Жан Кальвин (1509 – 1564), глава крупного протестантского направления, родился во Франции, а в 1556 году прибыл в Женеву, которая и стала новым центром реформационного движения. Учение Кальвина наиболее последовательно защищало интересы буржуазии, будучи направленным против как католицизма, так и течений народной Реформации. В значительной мере успех кальвинизма в Швейцарии, а также других странах был определён республиканскими принципами организации реформированной церкви в сочетании с нетерпимостью к проявлениям инакомыслия.

Германия и Швейцария.

Гуманизм зародился в Германии в 1430-е годы, на столетие позже, чем в Италии, под воздействием ее культуры. Синтезируя многосторонний опыт Италии в "согласовании" христианской и языческой культуры, благочестия и светской образованности, немецкие гуманисты широко применяли освоенные ими идеи и методы к новому материалу, в том числе к изучению отечественной истории. Италия выработала основы гуманистических канонов, Германия дала их вариации, новаторские для национальной культуры.

Особое внимание немецкие гуманисты уделяли нераздельности, на античный лад, красноречия и мудрости. Опираясь на наследие развитого итальянского гуманизма, уже вторгшегося и в область естествознания, и в проблемы онтологии, и в теологические вопросы, в Германии рано стали провозглашать широту задач гуманизма. Речь шла не только об охвате новой этической оценкой многообразных проявлений жизни индивида и общества, но и об изучении всего природного "видимого мира". Это усиливало роль мировоззренческих проблем религиозно-философского характера и одновременно открывало путь развитию конкретных дисциплин естествоведения.

Уже сам характер гуманистического движения в Германии, тесно связанного с университетами и школой, с задачами воспитания и образования на новой культурной основе, обусловил большое значение в немецком гуманизме педагогической мысли. В становлении гуманистической педагогики решающую роль сыграли недолгая, но энергичная деятельность Рудольфа Агриколы (1444–1485) и творчество Якоба Вимпфелинга (1450–1528), плодовитого автора, на протяжении всей жизни связанного по взглядам с традициями XV в. Оба принадлежали к распространенному в Германии типу гуманистов, сочетавших преданность новым культурным запросам с верностью церковной ортодоксии.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры
Характер знания в конфуцианско-даосистской культурной традиции резко отличается от западно-европейского его понимания. Вплоть до XX в. европейские мыслители с пренебрежением и высокомерием относились к духовным и интеллектуальным исканиям ...

Культ поклонов и извинений, японская вежливость
Если сравнивать разные народы или разные эпохи по их приверженности этикету, то меркой здесь может служить, которую люди затрачивают на взаимные приветствия. На Западе, например, после средних веков показатель этот неуклонно уменьшается. ...

Теория Шиллера
Вслед за И. Кантом Ф. Шиллер ищет в культуре средство для достижения единства между чувственной и моральной сферами человеческой жизни. Переход от «естественного», природного существования человека к нравственному возможен через отыскание ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru