Альберти мыслит как архитектор и рассматривает композицию не в качестве завершенной картины, составленной из готовых элементов, а как метод творческого процесса художника – в форме советов. Рекомендаций, раскрывающих последовательность основных этапов работы. Термин «композиция» у Альберти относится не к конечному результату, а к процессу, суть которого состоит в организации пространства. Теоретик демонстрирует это на примере объемных моделей. В отличие от формальной целостности, понятия ансамбль, композиция нерасчленяемы на отдельные части. Композицию Альберти понимает как «живой организм», к которой «нельзя ничего прибавить, ни убавить и в которой ничего нельзя изменить, не сделав хуже».
В эпоху возрождения композиция понимается как сочинение – это то новое, что привносит художник в мир, изображая что-либо. Поэтому композиция объединяет единой системой терминов понятие материала, способа формирования выразительных средств и приемов. В классической традиции искусство композиции рассматривается как творческий метод, а академизме – как формальный прием. Композиция никогда не бывает абсолютно законченной – ни в границах одного художественного произведениях, ни в масштабах художественного направления, течения, стиля. Композиция – это не состояние, а процесс. По определению С. Даниэля1 композиция мыслится, реализуется и воспринимается , как «процесс реализующий развертывание идеи, композиционное начало, подобно стволу дерева, которое органически связывает корни и крону дерева, ответвления, побеги изобразительной формы»2. Каждое произведение искусства является отражением не одного исторического момента, а представляет собой сплав универсального и актуального, традиционного и новаторского, известного и неизвестного радости легко узнаваемого и удивления перед необычным, новым… Причем одно непрерывно переходит в другое: закономерное в случайное, объективное в субъективное, абстрактное в конкретное.
Определение композиции эпохи Просвещения дал английский художник и теоретик искусства У. Логарт (1691-1784) в трактате «Анализ красоты»(1753). Для Логарта «красивая» композиция – это «многообразие без путаницы, простота без обнаженности, великолепие без мишуры, отчетливость без жесткости, величина без чрезмерности… чудесное многообразие всех частей вместе взятых». Такое единство выражает «организованную сложность» (многообразие в единстве) и доставляет удовольствие сознанию; возводит его до наименования красоты»3. Красота – это есть особым образом осмысленная и развивающаяся во времени целостность изобразительных элементов. Такая целостность предполагает создание новой – художественно-образной реальности, отвечающей следующим требованиям: новизны, ясности структурных связей между составными элементами, выразительности (осмысленности), развития (вариационности).
Композиция – это художественно-образное представление реальности, отчасти «снимающее» временное измерение (сближая универсальное и актуальное) и превращающее время в пространственные отношения изображения. Это и есть главная тема в изобразительном искусстве. В различных видах изобразительного искусства подобное преображение осуществляется различными способами.
Композиционное мышление – это, прежде всего связанное и целостное восприятие в системе ясно воспринимаемых отношений. Создавать композицию – означает устанавливать отношения величин, изобразительной поверхности и пространства, тона и цвета. Таким образом, можно заключить, что художественная композиция основывается на способности художника не просто изображать что-либо по отдельности, а соотносить, связывать отдельные элементы в целое. Отсюда вывод: изобразительные средства (изобразительная поверхность, точки, линии, мазки, массы, цвет, пространство), которые используются и вне художественной деятельности. В художественном изображении является не средствами, а лишь композиционном материалом. На высшем уровне в композиционное мышление основными средствами становятся тропы – это способы переноса смысла с общего на частное, с целого на деталь. С помощью художественных тропов происходит преображение конструкций в композицию и художественная форма начинает выражать более глубокое и широкое содержание. Французский поэт П. Валерий заметил, что композиция, понимается как процесс, «имитирует процесс жизни», естественный рост организма. Она одновременно богаче и беднее жизни: совершеннее с духовной стороны и примитивнее с материальной1.
Другая информация:
Мифология Арабского Востока. Менталитет
Важнейшей составной частью ее была джиннология - учение о джиннах. Ислам так определял их место в мире: джинны-демоны, сотворенные из чистого огня, уступали человеку, сотворенному Аллахом из глины, и, разумеется, ангелам, сотворенным из с ...
Глобализация в арабском языке
Арабо-мусульманский мир не пошел по пути простого заимствования терминологии, предложенной западными учеными. В соответствии с грамматикой арабского языка были созданы собственные термины. Аналогом термина «глобализация» в арабском языке ...
Древнеяпонское мировоззрение
В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир восприни ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII