Танцевальное искусство берет свое начало в народном танцевальном творчестве. Живительный, неиссякаемый родник народной хореографии позволил обрести и создать все то богатство и разнообразие выразительных средств, которыми он располагает в настоящее время.
Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца складывались не одним поколением танцовщиков. Исполнительская культура, опираясь на традиции, формировалась в соответствии с требованиями времени. Эстетические установки русской народной пляски, выработанные веками, явились фундаментом для создания русского национального танцевального искусства.
По существу эти установки сводятся к пяти основным положениям.
1. Все виды сольных плясок, а также пляски-игры, охотничьи и военные пляски предусматривали обязательное наличие в них содержания, то есть драматургической основы. Зачастую эта основа была очень примитивна, как например, в переплясе, но имелась она везде. Пляска ради пляски, демонстрирующая одну технику, отвергалась русским народом.
2. Содержание, лежащее в основе любой пляски, должно было быть донесено до зрителя в реалистической форме. Условность или символичность пантомимы или пляски не принималась зрителями.
3. Народ не безразлично относился к технике пляски, а, наоборот, высоко ее ценил и требовал от исполнителей высокого мастерства. Однако техника должна была являться не самоцелью, а средством наиболее убедительной передачи содержания пляски.
4. Зрители высоко ставили индивидуальность танцующего, называемую «выходкой», поэтому механическое исполнение пляски не признавалось.
5. Наконец, одно из главных требований русского народа к танцевальному искусству - выразительность исполнения, которое считалось совершенным лишь в том случае, если каждое движение в пляске было понятно и доходило до зрителей. Наличие содержания, реалистическая форма его отражения, индивидуальность и выразительность исполнения, а также высокая техника пляски являлись теми установками, на которых строилась и развивалась русская национальная танцевальная культура [3. с.10].
Техническими требованиями являются – владение полным комплексом танцевальных движений сформулированных в программе по народно-сценическому танцу для средне-специальных учебных учреждений.
Диапазон исполнительской техники в танце очень велик. Это дает возможность балетмейстеру создавать самые разнообразные хореографические композиции, подобно тому, как в музыке на основе принятого звукоряда композитор строит самые разнообразные звуковысотные связи. Иначе говоря, выразительные средства позволяют балетмейстеру создавать произведения самого различного содержания и формы: от небольших концертных этюдов до спектаклей.
В настоящее время для всех школ русского танца характерен строгий академический стиль, но самая разнообразная исполнительская манера движения, которая не ограничивает, не сковывает индивидуальность танцовщика, а, напротив, позволяет полнее и глубже раскрыть все его творческие возможности и национальное своеобразие.
Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу.
Исполнительская и общая культура танцовщика определяет его манеру движения, которая, разумеется, без точной выучки не может быть воспитана, так же как совершенная техника движения без соответствующей культуры. Манера движения – это пластическое средство выражения индивидуальности танцовщика, это свое, а не чужое исполнительское творчество, это искусство подлинное, а не подражание даже самому любимому и знаменитому артисту.
Движения русского народного танца, обретают большую виртуозность, пластичность, силу, благородство, образность и характерность художественного выражения. [35. с.15].
Воспитание и обучение будущего танцовщика во многом определяет танцевальные самодеятельные коллективы – их традиции, направление и мастерство.
Огромное значение имеет комплектование и принципы отбора в самодеятельные хореографические коллективы. Верно подобранный состав участников, отвечающий по своим творческим данным направлению и жанру коллектива, несомненно, во многом будет способствовать успеху его работы.
Для отбора в самодеятельные коллективы русского танца, выработана система требований. У поступающего должны быть: правильное строение ног, корпуса и рук; выворотность; шаг; прыжок; гибкость; сценичность; музыкальный слух и ритм. Кроме этого проводится обследование здоровья поступающего (сердце, легкие, почки, нервная система, слух, зрение и т.п.). Но все же главным показателем для приема будет способность человека к исполнению народных танцев, наличие темперамента, выразительности, юмора, умение схватить и передать характер танца – творческая индивидуальность исполнителя.
Другая информация:
Древнеяпонская живопись
Японская школа живописи Ямато-э складывается лишь в 11—12 вв. Живописцы Ямато-э расписывали ширмы, создавали на горизонтальных свитках иллюстрации к литературным произведениям. Иллюстрации к роману «Гэндзи моногатари», построенные на соче ...
Мотивы виноградной лозы
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:
Геометрический орнамент может состо ...
Виды и техники исполнения современных кос
Простая коса.
Если вы никогда не заплетали косы, сначала вам надо научиться заплетать простую косу, так как этот прием является базовым для многих приведенных в книге причесок. Простая коса и сама по себе замечательная прическа - аккурат ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII