Новую эру в развитии русской музыки открыл XVIII век. После долгих лет изоляции профессионального музыкального искусства и подчинение его церкви началось бурное развитие светских жанров. Стремительное освоение достижений западноевропейской музыкальной культуры привело к созданию своей национальной традиций. В последней трети столетия сложилась русская композиторская школа.
Развитие русской музыки до конца 1720-х гг. было связано с реформами Петра I, которые подготовили почву для распространения европейских форм музицирования. Военные оркестры звучали на общественных торжествах, придворных балах и ассамблеях.
До середины XVIII века продолжал развиваться хоровой партесный концерт. Среди мастеров этого жанра прославились Николай Калашников, Николай Бавыкин и Фёдор Редников.
В XVIII сформировали панегирические, застольные, матросские канты. Зарождались канты любовного содержания. В них нередко использовались мелодии европейских галантных танцев, чаще всего менуэта (канты на миновет).
При императрице Анне Иоанновне в 1734 году в Петербург приехала первая итальянская оперная труппа. В её репертуар в основном входили интермедии и комедии в стиле dell’arte. Однако величию дворцового ритуала более соответствовала итальянская опера-сериа. Значительную роль в развитии оперы-сериа в России сыграла итальянская труппа под руководством Франческо Арайи.
Важное значение имела постановка оперы Арайи «Цефал и Прокрис»(1755), либретто которой написал А.П. Сумароков. Это был первый оперный спектакль, исполнявшийся на русском языке, а в главных партиях блистали молодые отечественные певцы.
В конце 1750-х годах оперу-сериа сменил более демократичный жанр – опера-буффа. С 1757 года в России выступали итальянские оперные труппы. Немалый вклад в развитие русской музыкальной культуры внесли Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло и Д. Чимароза.
Галуппи Бальдассаре(1706 – 1785), итальянский композитор. Руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. В 1765-1768 работал в России. Представитель венецианской школы, мастер оперы-буффа («Деревенский философ», 1754, и другие).
Траэтта Томмазо (1727 – 1779), итальянский композитор. В 1768 - 1776 придворный капельмейстер в С.-Петербурге. Преобразовывая и обновляя традиции опера-сериа, подготовил оперную реформу Глюка. Оперы (всего свыше 50): «Ифигения в Тавриде» (1763), «Антигона» (1772), «Луций Вер» (1774) и другие; оратория, «страсти», месса и другие церковные произведения.
Чимароза Доменико (1749 – 1801), итальянский композитор, клавесинист, скрипач, певец. В 1787 - 1791 работал в С.-Петербурге. Мастер оперы-буффа (свыше 70, в том числе лучшая – «Тайный брак», 1792). Оперы-сериа «Горации и Курации» (1796) и другие.
Не менее важную роль в развитии русской музыки и, в частности, оперного жанра сыграла французская опера комик. Французской оперной группой, приглашённой Екатериной II, были представлены два варианта оперы комик: бытовая сатира (Ф. Филидор) и сентиментальная опера (А. Э. М. Гретри и П. А. Монсиньи).
Французские оперы с успехом разыгрывались и в крепостных театрах Москвы и Петербурга. Крепостной театр Н. П. Шереметьева был одним из самых блестящих очагов французской музыки.
Композиторская школа России сформировалась в последний трети XVIII века. Русские композиторы стремились объединить принципы и формы раннего европейского классицизма с мелодическим складом отечественной народной песни. Появились первые сборники русских песен – В. Ф. Трутовского, Н. А. Львова и И.Прача. Ещё в 1740 - 1760 годы появился «Сборник Кирши Данилова», основой которого были эпические песни. В творчестве русских композиторов важнейшее место занимал оперный жанр. Вначале отечественная опера продолжала традиции французского музыкального театра. Первым образцом оперного театра был «Мельник-колдун, обманщик и сват» (1779) Михаила Матвеевича Соколовского. Музыка оперы в основном заимствована из сборника Трутовского. В том же году появилось и сочинение выдающегося оперного композитора XVIII века Василия Алексеевича Пашкевича (1742 – 1797) «Несчастье от карета». Пашкевич снискал славу мастера ансамблевого письма («Скупой», «Как поживёшь, так и прослывёшь»). Оперы, написанные Пашкевичем по заказу Екатерины II на её либретто, были менее удачными.
Евстигней Ипатович Фомин (1761 – 1800) в своих произведениях поднялся до уровня крупнейших итальянских музыкантов («Ямщики на подставе», «Орфей»). Тонкое изящество и комедийный элемент присущий опере Дмитрия Степановича Бортнянского (1751 – 1825) – «Соколов» и «Сын-соперник». Он работал в самых разных жанрах.
Другая информация:
Понятие термина «культ»
В Средние века чаще встречается слово «культ». Культ наполнялся для верующего высоким духовным смыслом, его не следует понимать как пустой обряд. Человек через культ обретал способность раскрывать себя в своей любви к Богу. Католический ф ...
Характерные черты традиционного мировосприятия в
художественной культуре Китая до ХХ века: религиозно-философские, мифологические
и эстетические аспекты
Китайская культура принадлежит к древнейшим. Ее долгая, богатая событиями история отмечена выдающимися изобретениями, соцветиями талантов, она отличается многими неповторимыми особенностями. На земле Китая зародилась одна из первичных цив ...
Какую роль в китайском обществе играл культ предков
В Китае никто не обращает внимания, если открыто проявляют неверие в богов, но не уважение, небрежность к предкам там порицается. Один из наибольших упреков китайцев своим соотечественникам, принявшим христианство, заключается в том, что ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII