С начала XVIII века в странах Западной Европы окончательно определилось общее господство в светской музыке. Со второй половины столетия композиторского творчества развивалось под действием идей просветительского классицизма.
Итальянские композиторы XVIII века основное внимание уделяли опере. Певцов готовили главным образом в консерваториях, которые открывались при «оспитале». В них преподавали известные итальянские музыканты. Выдающимся вокальным педагогом был Никола Порпора (1686 – 1768 ) – один из более плодовитых оперных композиторов неопалинтской школы.
Ещё при жизни главы этой школы А. Скарлатти, создателя опера-сериа, обнаружились присущие ей художественные противоречия, которые послужили для резких критических выступлений против неё. К середине XVIII века наметилась тенденция к предопределению штампов опера-сериа, к более тесной связи музыки с драматургией. Яркое выражение это получило в творчестве М. Йомелли и Т. Траэтты, композиторов новонеаполитанской школы Дж. Сарти, П. Гульельми и других. Убеждёнными приверженцами нового были А. Саккини и А. Сальери.
Сильнейшую оппозицию условно-героической опера-сериа составил новый демократический жанр опера-буффа (комическая опера). Первым классическим образцом его считается опера композитора Джованни Батиста Перголези
(1710 – 1736)
«Служанка-госпожа»
(1733).
В 1760-х гг. в опере – буффа начали появляться лирико-сентименталистские тенденции, которые отразились в творчестве Никколо Пиччинни
(1728 – 1800). В 1776 году в Париже Н. Пиччинни был втянут в борьбу «глюкистов» и «пиччинистов». Противники оперной реформы Глюка стремились противопоставить его искусству оперную музыку Пиччинни. Соревнуясь, композиторы работали над сюжетом оперы «Ифигения в Тавриде». В результате победу одержал Глюк.
К последнему этапу развития опера-буффа относиться творчество Джованни Паизиелло (1740 – 1816) и Доменико Чиморозы (1749 – 1801). Оба композитора в разное время работали при дворе в Петербурге.
Значительный вклад был внесён итальянскими композиторами в инструментальную музыку. Скрипичное искусство многим обязано крупнейшему мастеру в этой области Джузеппе Тартини (1692 – 1770), итальянский скрипач, композитор и музыкальный теоретик. Глава падуанской скрипичной школы. Развил жанр концерта для скрипки с оркестром (всего 125), скрипичной сонаты (всего 175), в т.ч. «Трель дьявола», трио-сонаты; трактаты о музыке. Основал в Падуе Музыкальную академию (1727).
В виолончельной музыке выделился Луидже Боккерини (1743 – 1805), итальянский композитор и виолончелист. Способствовал развитию классических камерно-инструментальных жанров и симфонии. С конца 60-х гг. жил в Мадриде. Концерты для виолончели с оркестром, ок. 30 симфоний, инструментальные сонаты, ансамбли и др. В его сочинениях сочетались элементы галантного стиля (рококо) с предромантической эстетикой.
Подлинным новатором клавирной музыки выступали Доменико Скарлатти (1685 – 1775), итальянский композитор и классевинист. Сын А. Скарлатти. Работал в Лиссабоне и Мадриде. Создал виртуозный стиль игры на клавесине. В его сонатах для клавесина (св. 550, под названием «экзерсисы») формировалось сонатное аллегро. Оперы, кантаты и др. Его сонаты для клавесина стали своего рода энциклопедией клавирного искусства.
Большую роль в развитии инструментальных жанров сыграл величайший итальянский композитор Антонио Вивальди
(1678 – 1741),скрипач-виртуоз. Создатель жанров сольного инструментального концерта (228 – для скрипки) и (наряду с А. Корелли) кончерто гроссо (всего 49). Его цикл «Времена года» (1725) – один из ранних образцов программности в музыке. Св. 40 опер, ораторий, кантаты; инструментальные концерты различных составов (465) и др. В Сиене – Итальянский институт имени А. Вивальди. В его творчестве содержались черты, характерные для позднего барокко.
Во Французской музыке XVIII в. предпочтение отдавалось музыкально-театральным жанрам. В 1730 – 1760-е гг. ведущее положение в придворной опере – «Королевской академии музыки» - занял крупнейший французский композитор Жан Филипп Рамо (1683 – 1764), музыкальный теоретик. Используя достижения французской и итальянской музыкальных культур, значительно видоизменил стиль классицистской оперы, подготовил оперную реформу К. В. Глюка. Лирические трагедии «Ипполит и Арисия» (1733), «Кастор и Поллукс» (1737), опера-балет «Галантная Индия» (1735), клавесинные пьесы и др. Его теоретические труды – значительный этап в развитии учения о гармонии.
До конца 1740-х гг. вокруг его сценических произведений не стихала борьба «рамистов» и «люллистов». Последние считали музыку Рамо слишком учёной и «проитальянской». На самом деле, проявляя творческий интерес к итальянской, композитор с большим уважением относился к традициям Ж.Б.Люлли. Создав яркие образцы лирических трагедий и опер-балетов, Рамо обновил музыкально-выразительные средства оперного жанра и обогатил вокально-декламационный стиль французской оперы итальянскими ариозными формами.
Другая информация:
Ценностное ядра культуры
Новые концепции и идеологические структуры проходят оценку, проверку и отбор со стороны ценностного ядра культуры. Некоторые из них легко и органично вписываются в контекст и принимаются общественным сознанием различных групп, другие - &q ...
Конфуцианско-даосистская картина мира
Религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная роль духовенства. Чаще всего ученые выполняли важнейшие функции жрецов в честь Неба - высшей всеобщности, абстрактной и холодной, безразличной к человеку. Именно они были ...
Культурно-исторические типы
Подобно тому, как в солнечной системе каждая планета имеет свою собственную орбиту, так и в истории человечества каждая цивилизация имеет свой собственный путь развития. Нет никакого общего процесса развития, который охватывает все челове ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII