Царская Россия отставала в своем развитии от ведущих стран Запада; собственного производства аппаратов и пленки не было, поэтому кинематографистам приходилось пользоваться материалами импортными, ввозимыми преимущественно из Франции. Но Россия обладала литературой мирового значения, передовым для своего времени театром, реалистической живописью. Эти культурные богатства стали прочной базой для развития кинематографа.
Первая постановка русского игрового фильма принадлежит А. Дранкову. Благодаря ловкости и предприимчивости Дранков собрал нужные средства для постановки фильма и 15 октября 1908 года показал картину «Понизовая вольница» («Стенька Разин»).
Подлинным зачинателем русского кинопроизводства стал А.А. Ханжонков.
Самой значительной картиной раннего периода русского кино была «Оборона Севастополя», снятая в 1911 году. «Оборона Севастополя» стала событием в русском кино. Поражала сама длина картины – 2000 метров. В те годы 3-4 ролика, т.е. 1000 метров, считалось предельной длиной для фильма. Увеличение продолжительности было не формальной мерой: благодаря этому события излагались подробно и связно.
Заметный рост русского кино начинается с 1914 года. Это вызвано разными причинами - в частности, и тем, что у зрителей возросла потребность видеть на экране сюжеты и образы русской, а не зарубежной действительности, и тем, что война сократила ввоз иностранных лент, ослабив конкуренцию.
В годы войны пробуют свои силы такие известные театральные режиссёры, как В. Мейерхольд, А. Санин, В. Сушкевич; постоянно сотрудничают мхатовские актёры О. Гзовская, Л.Леонидов, И. Москвин и др. Их участие в съёмках не могло не поднять художественный уровень кинематографа.
Весной 1916 года на экраны фильм Якова Протазанова «Пиковая дама» и он становится лучшим режиссером русского кино. Протазанов прожил большую жизнь в кино, и после революции создал много интересных, до сих пор пользующихся успехом картин: «Аэлиту», «Закройщика из Торжка» и др. Протазанов был первым в русском и одним из крупнейших в советском кино «актерским режиссером». Он владел всеми тайнами режиссерской профессии, но в каждом своем фильме, прежде всего, делал ставку на актеров, предоставляя им ведущую партию.
Одновременно с игровым кино заметных успехов в России добивается кино документальное, так называемый, «разумный кинематограф». «Разумный кинематограф» был шире того, что мы сегодня называем научно-популярным кино. Обычно перед сеансами «разумного кино», которые проводились в школах и народных домах, предшествовали лекции.
О количественном росте русского кинопроизводства свидетельствует такой факт: если в 1913 году в России было снято 129 фильмов, то в 1916 году их было 500, хотя не все были полнометражными.
В 1913 году Николай II так отозвался о кинематографе: «Кинематограф - это нечто пустое, никому не нужное и даже вредное занятие». В годы войны правительство создает Скобелевский комитет, который получает монополию на съемки фронтовой хроники и способствующий созданию шовинистических фильмов.
Великая Октябрьская революция и последовавшая национализация кинопроизводства и проката коренным образом изменили судьбы искусства кино в России.
Другая информация:
Развитие казахского кино
Документальное кино. В настоящее время кинематограф и экранные технологии в целом в различных странах мира играют ключевую роль в формировании идеологических паттернов, потребительских ориентации и потребительской культуры. Построенная по ...
Ораторское искусство древней Греции
Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы— в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомер ...
Советское кино 30-х годов
В 30- е годы все отчетливее проступает связь советского кинематографа с поступательным движением жизни нового общества. Это становится главной традицией советского экрана.
Особенных успехов советское кино достигло в историко-революционно ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII