Наших предков постоянно окружали вечные спутники Земли – Солнце и Луна. Для них рассвет и закат представлялся вечным чудом богов. Они просили Солнце не покидать его, прогнать демонов Ночи, даровать наутро новый благодатный день. Эти просьбы – мольбы они произносили ранним утром или поздним вечером при появлении светил на небе. Обряд исчез, но он зафиксировался в структуре заговора. Поэтому мы часто можем встретить подобные тексты: " Встану я рано, утренней зарей, умоюсь холодной водой, утрусь сырой землей, завалюсь за каменой стеной Кремлевской…" или же " Заря Зарница, красная девица, сама мати и царица; светел месяц, ясные звезды, возьмите у меня бессонницу, бездремотную, полунощницу, среди ночи приди…". Например, "…Ты небо слышишь, ты небо видишь, что я хочу делать над телом раба (такого-то) …Звезды вы ясные, сойдите в чашу брачную,… Месяц ты красный, зайди в мою клеть; а в моей клети ни дна, ни покрышки. Солнышко ты привольное; взойди на мой двор, а на моем дворе ни людей, ни зверей…". Таким образом, обряд исчез, но осталось только словесная формула действия. Восток четко ассоциируется с восходом солнца. С незапамятных времен область солнечного восхода связывалась с идеей света, тепла, жизни, счастья, здоровья, область восхода рисовалась как обитель божества, а область заката представлялась страной смерти. И сейчас на восток, как к мистической области света, правды, к солнцу, обращаются с молитвой верующие. В заговорах, обращаясь на восток, заговаривающий человек желает получить здоровье, счастье, удачу, избавиться с помощью главного божества от болезни.
В заговорах, как мы уже установили, присутствуют языческие и христианские персонажи. При упоминании того или иного персонажа параллельно описывается предмет-атрибут, являющийся символическим по своему наполнению. При анализе заговорного текста наблюдается разграничение предметов в зависимости от половой принадлежности центрального образа заговора. Женские образы (красная девица, Богородица и т.д.) занимаются рукоделием. Следовательно, они используют иглы и веретено. Мужские образы (богатыри, мужи и т.д.) заняты на охоте и войне. Поэтому с этими образами встречаются атрибуты, связанные с охотой и войной: копья, стрелы, различные виды ружья. Возможно, это связано с тем, что издревле женщина считалась хранительницей очага. Именно женщина занималась хозяйством, а мужчина должен был добывать пищу для племени, а позднее и для своей семьи. Мужчина является защитником территории от внешних нападений. Но есть и исключения. Существуют художественные образы, которые соединяют два взаимоисключающих атрибута. Это образ Полуночницы, встречающийся в заговорах от детских болезней. Среди её атрибутов есть прялка, куделька и в то же лук и стрелы.
Таким образом, нельзя навсегда распределить и охарактеризовать тот или иной образ. Потому что в каждом образе совмещаются различные мотивы и элементы, наслоения, образовавшиеся за многовековую историю нашей страны.
Если подвести итог всему вышеизложенному, то можно утверждать:
Заговор – словесная формула, ритмически организованно, обладает определенной структурой, является средством магического воздействия. В заговорном тексте наблюдаются ряд специфических персонажей.
Заговор - это жанр традиционного фольклора, но заметно, что его тексты изменяются в зависимости от времени, несмотря на сакральность, которая диктует неизменность формулы. Это можно объяснить и конкретными условиями существования жанра, и тем, что в советское время утрачивается вера большинства в магическое значение слова.
Но, однако, заговор как традиционный жанр жив и подтверждением тому является сама непрекращающаяся запись текстов и их вариантов. Наше исследование подтверждает, что данный жанр жив, востребован, что в настоящее время отмечается даже особый к нему интерес. Но, тем не менее, заговорные тексты становятся, может быть, менее сложными по структуре и менее яркими по образам, приспосабливаясь к прагматическому времени.
Другая информация:
Дизайн: основные понятия и стили интерьера
Свою историю слово «Дизайн» берет от итальянского "disegno"- понятие, которым в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в XVI в. в Англии появляется понятие "design" ...
Особенности развития культуры эпохи Средневековья
Средневековая культура - европейская культура в период с V в. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура раннего Средневековья V-Х1 вв.; средневековая культура XI-XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV-XVII вв.) ...
Книга в России в первой половине XVIII века
Естественный ход развития книгоиздания на рубеже XVII – XVIII веков нарушился радикальными мерами, направленными на перестройку общества, на формирование нового светского мировоззрения. Книгоиздание в этот переломный период начинает разви ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII