Естественный ход развития книгоиздания на рубеже XVII – XVIII веков нарушился радикальными мерами, направленными на перестройку общества, на формирование нового светского мировоззрения. Книгоиздание в этот переломный период начинает развиваться по двум направлениям – гражданскому и церковному.
Первый опыт издания книг нового типа по решению Петра I был предпринят в заграничной типографии Я. Тессинга. В 1698 г. в Амстердаме была открыта типография, в которой, согласно указу Петра, предписывалось издавать «земные и морские карты и чертежи, и всякие печатные листы…»
Не смотря на старания голландских типографов, книги, изданные в Амстердаме, не нашли в России оживленного спроса и расходились медленно на протяжении нескольких лет.
Для изготовления гравюр с 1698 г. при Оружейной палате была открыта Гравировальная мастерская. ее деятельность возглавлял голландский мастер Адриан Шхонебек (1661 - 1705).
В 1705 г. была создана Гражданская типография – первое в России специализированное предприятие по выпуску светских книг и гравюр. Гражданская типография одна из первых наладила светское книгоиздание, а опыт ее деятельности был учтен при создании новых центров петровского книгопечатания.
Постепенно количество русских печатных станов увеличивалось, рос и штат сотрудников. Первым директором был назначен Ф. П. Поликарпов (1670 - 1731). Под его руководством был налажен выпуск книг светской тематики, в первую очередь гражданских календарей, пользовавшихся народным признанием.
Наиболее значительным было издание «Книги Марсовой», которая пополнялась на протяжении ряда лет (1713 - 1716) гравюрами, отражавшими события Северной войны.
В период петровских реформ сложилась централизованная система книгоиздания, ведущее место в которой занимал печатный двор.
Другая информация:
Особенности культуры западноевропейского Средневековья
Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры. Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями. Бесконечные нападени ...
Что представляет собой учение о «сыновней почтительности»
Средоточием культа становится принцип «сыновней почтительности» — сяо. Его суть заключена в максиме, обладающей свойством императива: «Служить родителям согласно установлениям ли, похоронить их, соблюдая установления ли, и приносить им же ...
Понятие культуры
В XIX в. Россия выступила с идеей: что ей необходимо догонять Западную Европу и устраивать свою жизнь по тамошнему образцу. Идеология Просвещения, господствовавшая в Европе в XVIII в., с ее культом разума и идеей однонаправленного неуклон ...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
